Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Образ научно-технического прогресса в изобразительном искусстве Павла Николаевича Филонова

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (4)
Авторы
Сертакова, Е. А.; Колесник, М. А.; Омелик, А. А.
Контактная информация
Сертакова, Е. А.: Сибирский федеральный университет Красноярск, Российская Федерация; Колесник, М. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Омелик, А. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
Павел Филонов; аналитическое искусство; живопись; формулы; научно-технический прогресс; эволюция человека; Pavel Filonov; analytical art; painting; formulas; scientific and technological progress; human evolution
Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению образа научно-технического прогресса в творчестве Павла Николаевича Филонова – одного из самых загадочных художников русского авангарда. Концепция «аналитической живописи» мастера, представленная в его теоретическом наследии, соединяет искусство и науку, позволяя смотреть на его работы как на продукт художественно зафиксированной мыслительной деятельности. Поэтому в качестве материала для исследования были выбраны: 1) теоретические работы художника (письма, дневники, воспоминания о нем); 2) художественные работы («Пир королей», 1913 г. и «Формула Космоса», 1918–1919 гг.), фиксирующие развитие данной концепции. Методами исследования выступили аналитический разбор текста и философско-искусствоведческий анализ живописных произведений по методу В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой. По результатам проведенного исследования был выявлен художественный образ, связанный с пониманием Филоновым прогресса и эволюции человека, определены некоторые иные смысловые слои его произведений

Страницы
594–607
EDN
DSZNNG
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150059

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).