- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (4)
- Авторы
- Байтурина, У. К.; Моклецова, И. В.; Разумовская, В. А.
- Контактная информация
- Байтурина, У. К.: Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева Казахстан, Астана; Моклецова, И. В.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, Москва; Разумовская, В. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
- Ключевые слова
- Raskolnikov’s Bonapartism; phenomenology of crime and punishment; Resentment consciousness; repentance; бонапартизм Раскольникова; феноменология преступления и наказания; ресентиментное сознание; покаяние
- Аннотация
Статья представляет собой опыт феноменологического изучения иррационального/рационального в теории права в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Разные стороны иррационального и рационального сфокусированы вокруг парадокса Наполеона, развернутого в русскую идею права. Работа посвящена описанию бонапартизма Раскольникова как источника русской идеи права. В работе дифференцированы иррациональное и рациональное в теории права. В качестве иррациональной природы исследовано ресентиментное сознание, связь с ним свободы/совести, индивидуальной морали. В качестве ценностных понятий ресентиментного сознания анализируется заблуждение героя, его «бессилие» в онтологическом и религиозном смысле. В статье приведена классификация героев по признакам ресентиментного сознания и на основе дихотомии «подлый человек»/«подлое» ценностное сознание. Двоякая трактовка преступления и наказания в этической и криминальной природе рассмотрена как источник двух типов осмысления смерти с позиции физического и метафизического. Противопоставление этического в феноменологии преступления стало оправданием героя и нивелирует уголовный смысл преступления. Отсюда приоритетность покаяния и отсутствие раскаяния как главных концептов православной аксиологии. Значимость рассматриваемой проблемы состоит в изучении специфики становления философско – религиозной концепции русской действительности и русской идеи в творчестве Достоевского как особенности его философско – художественного метода. Новизна работы заключается в использовании феноменологического подхода для описания онтологического и социологического аспектов теории права, в корреляции с категорией сознания
- Страницы
- 677–686
- EDN
- UIQISG
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150067
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).