Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Неравномерная нагруженность смысла предложения: когнитивно-прагматический подход

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (6)
Авторы
Фурс, Л. А.
Контактная информация
Фурс, Л. А.: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина Российская Федерация, Тамбов
Ключевые слова
cognitive-pragmatic approach; irregular loading; knowledge construal; processing strategy; когнитивно-прагматический подход; неравномерная нагруженность; конструирование знания; когнитивная стратегия
Аннотация

Когнитивно-прагматический подход к анализу смысла предложения позволяет раскрыть имплицитно репрезентируемые структуры знания и показать когнитивную основу их конструирования. Целью данной статьи является анализ когнитивных стратегий, лежащих в основе конструирования имплицитного знания. Стратегия определяется как тип процедурного знания, направленный на обработку декларативного знания, хранящегося в памяти человека. В результате фактологического анализа выявлены такие когнитивные стратегии по обработке знания, как развитие аспектов когнитивной области, дублирование аспектов когнитивной области, категориальное отклонение с его подтипами – квазиподчинение, межличностная парентеза, фразеологическое включение и инверсия. Когнитивная область, согласно теории когнитивной семантики Р. Лангакера, определяется как часть конфигурации энциклопедических знаний. Грамматическое отклонение противоположно норме и связано с использованием неконвенциональной синтаксической конструкции. Каждый раз, когда определенный порядок слов или структура предложения не подчиняется грамматическим правилам языка, имеет место явление категориального отклонения. Все когнитивные стратегии описываются путем раскрытия их когнитивных и прагматических функций, соотносимых с фактором антропоцентризма. Экономия языковых средств за счет представления некоторых структур знания имплицитно – одна из целей общения, а неравномерная нагруженность смысла предложений – способ ее достичь. Полученные результаты могут найти применение в изучении когнитивных стратегий обработки знания с целью увеличения смысловой нагрузки предложения на материале других языков

Страницы
953–961
EDN
QMPVQC
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150136

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).