Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Строгановский мастер церковно-певческого искусства Фаддей Суботин при дворе царя Алексея Михайловича

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (7)
Авторы
Парфентьев, Н. П.; Парфентьева, Н. В.
Контактная информация
Парфентьев, Н. П.: Южно-Уральскийгосударственныйуниверситет РоссийскаяФедерация, Челябинск; Парфентьева, Н. В.: Южно-Уральскийгосударственныйуниверситет РоссийскаяФедерация, Челябинск
Ключевые слова
old-Russian church singing art; author’s creativity; Usol’e (Stroganovs’) school; Faddey Nikita’s son Subotin; древнерусское церковно-певческое искусство; авторское творчество; Усольская (Строгановская) школа; Фаддей Никитин сын Суботин
Аннотация

The authors of the article summarize and study information about one of the outstanding representatives of old-Russian music – Faddey Nikita’s son Subotin (ум. 1685). He was known to his contemporaries as a master of the Usol’e (Stroganovs’) school of church singing art. This school was one of the leading directions in Russian church music of the 16th‑17th centuries. Its appearance and development were connected with Solvychegodsk – the family nest of the Stroganovs, famous Ural-Siberian industrialists and tradesmen. Subotin’s father was a landless peasant in their land, and Faddey himself went from the local church servant of the Annunciation Cathedral, the Stroganovs’ family church in Solvychegodsk, to a member of the Moscow Commission, that carried out the musical reform, and the tsar’s court scribe of corrected singing manuscripts. The Commission, convened at the order of Tsar Alexei Mikhailovich, included only six of the best theoreticians (didaskalos) of church singing art in Russia. Thanks to Faddey Subotin, in the treatise “Izveshenie” (“Notification … to those wishing to learn singing”), written by Alexander Mezents on the basis of the work of the Commission, the Usol’e (Stroganovs’ school) variants of some neumatic formulas of the Znamenny style singing were recorded. The authors of the article present an overview of the master’s artworks. On the example of the most representative of them, the creative principles and techniques of the Stroganovs’ raspevshik (chanter and composer) are shown. Based on the material of the chant manuscript, which they introduced into scientific circulation for the first time, the researchers also revealed the Faddey Subotin’s methods of chants editing during his work in the Commission. Observations and conclusions about the master’s work are based on the study of a wide range of documentary and narrative sources, church singing manuscripts of the 12th‑17th centuries. In the course of the study of old-Russian music, the textual structural-formula method developed by the authors of the article is used

В статье обобщены сведения об одном из выдающихся представителей древнерусской церковной музыки – Фаддее Никитине сыне Суботине (ум. 1685). Он был известен современникам как мастер Усольской (Строгановской) школы церковно-певческого искусства, которая была в числе ведущих художественных направлений в русской церковной музыке XVI–XVII вв. Её появление и развитие связано с родовым гнездом знаменитых урало-сибирских промышленников и предпринимателей Строгановых – Сольвычегодском. Отец Суботина был крестьянином-половником (безземельным), а сам он прошел путь от местного дьячка Благовещенского собора, домового храма Строгановых, до члена московской комиссии, осуществившей музыкальную реформу, и придворного государева книгописца исправленных певческих рукописей. В состав комиссии, созванной по повелению царя Алексея Михайловича, входило всего шесть лучших в России теоретиков (дидаскалов) церковно-певческого искусства. Благодаря Фаддею Суботину в трактате «Извещение», написанном по итогам работы комиссии Александром Мезенцем, были зафиксированы усольские варианты распевов некоторых формул знаменного стиля. Авторами представлен обзор произведений, а на примере наиболее репрезентативных из них показаны творческие принципы и приемы строгановского распевщика. На материале певческой рукописи, впервые вводимой авторами в научный оборот, также выявлены приемы редактирования певческих произведений во время работы мастера в комиссии. Наблюдения и выводы о творчестве Суботина основаны на изучении широкого круга документальных и нарративных источников, певческих рукописей XII–XVII вв. В ходе исследования произведений древнерусской музыки применен текстологический формульно-структурный метод, разработанный авторами статьи

Страницы
1112–1126
EDN
MOGIHJ
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150823

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).