Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Креативная рецепция библейской музыкальной драмы XIX века в рок-опере Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (8)
Авторы
Михайлова, О. С.; Нехвядович, Л. И.
Контактная информация
Михайлова, О. С.: Алтайский государственный университет Российская Федерация, Барнаул; Нехвядович, Л. И.: Алтайский государственный университет Российская Федерация, Барнаул
Ключевые слова
креативная рецепция; креативные индустрии; библейская музыкальная драма; опера; рок-опера; Иисус Христос – суперзвезда; Э. Л. Уэббер; оперы XIX века; библейский историзм; creative adaptation; creative industries; Biblical musical drama; opera; rock opera; Jesus Christ Superstar; E. L. Webber; 19th century operas; biblical historicism
Аннотация

В современной ситуации развития креативных индустрий, представленных широким и многообразным проблемным полем, особое значение приобретает вопрос о трансформации образов классического произведения в современном искусстве. Предметом исследования в настоящей статье является феномен креативной рецепции романтической музыкальной драмы на сюжеты Священного Писания в рок-опере Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». В данном ракурсе это произведение искусства исследуется впервые. Установлено, что креативная интерпретация истории Иисуса Христа в своей основе опирается на ключевые принципы библейской музыкальной драмы XIX века. Основополагающей среди таковых является религиозно-философская концепция, в которой события интерпретированы в русле библейского историзма. Последний не только раскрывает фундаментальную смысловую идею Библии, но и определяет многоплановые драматургические процессы в произведении. Таким образом, как и в операх XIX века на сюжеты Священного Писания, в «Суперзвезде» получают развитие две главные драматургические линии: первая связана с развитием внешнего конфликта, отражающего концепцию взаимодействия Бога с земным миром, вторая – с развитием внутреннего, психологического конфликта, раскрывающего динамику противоречивых состояний героев музыкальной драмы. Рецептивный диалог между романтической оперой и рок-оперой прослеживается и на интонационно-тематическом уровне

Страницы
1355–1364
EDN
ZXDOUD
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150853

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).