Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Иконописная традиция Приенисейской Сибири: история формирования и региональные особенности

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (12)
Авторы
Асочакова, В. Н.; Чистанова, С. С.
Контактная информация
Асочакова, В. Н. : Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова Российская Федерация, Красноярск; Чистанова, С. С.: Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
religious landscape; the Prienisei Siberia the Khakass-Minusinsk region; the Khakass, icon-painting; icon; Krasnoyarsk school of icon painting; “Siberian Baroque”; религиозный ландшафт; Приенисейская Сибирь; Хакасско-Минусинский край; хакасы; православие; иконопись; икона; красноярская школа иконописи; «Сибирское барокко»
Аннотация

Данная статья исследует такой элемент религиозного ландшафта Приенисейской Сибири XVIII–XIX вв., как убранство церковных храмов. В указанный период русское православное население в два с лишним раза превышало коренное. Коренное население – хакасы, являются самым древним населением Хакасско- Минусинского края, в этногенезе хакасов принимали участие группы тюркского, кетского, самодийского и монгольского происхождения. Главным украшением православного храма был иконостас. Икона являлась наиболее удобной и понятной частью религиозного культа. Православным Сибири из громадного большинства святых было известно всего около 40. В дореволюционный период в Сибири сложилось несколько центров иконописания. Авторы уделяют особое внимание формированию красноярской школы иконописи, влиянию на нее южнорусского стиля, петербуржской, московской художественной школ. Архивные материалы позволяют отметить подъем народного иконописания во второй половине XIX в., авторы связывают его с переселенческим движением после отмены крепостного права. Анализ источников позволяет сделать вывод об изменении религиозного ландшафта юга Приенисейского края в описываемый период. Потребность огромного края в большом количестве храмовых и домовых икон была вызвана распространением православия. Это привело к появлению и развитию в Сибири искусства по изготовлению церковного убранства. Особенность иконописной традиции Приенисейской Сибири выражается в «Сибирском барокко», которое характеризуется заимствованием сюжетов среднерусских и южнорусских икон, продуцированием новых тем с этническими мотивами коренного населения

Страницы
2097–2103
EDN
XJAUVI
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152370

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).