Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Университеты и местные сообщества: от прошлого к будущему (на примере г. Томска, Россия)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (12)
Авторы
Медведева, Т.А.
Контактная информация
Медведева, Т.А. : Сибирский государственный медицинский университет Российская Федерация, Томск
Ключевые слова
universities; local communities; city; Siberia; Tomsk; social networks; social capital; университеты; местные сообщества; город; Сибирь; Томск; социальные сети; социальный капитал
Аннотация

В современном динамично развивающемся мире университеты должны стать не только транслятором знаний, но и занять более активную позицию в системе социальных связей сообществ, к которым они принадлежат. В статье проанализирована роль университетов города Томска (Россия, Западно-Сибирский регион) в местном сообществе. Используемый исторический метод позволил проследить генезис и трансформации взаимодействия университетов и томского сообщества с конца ХIХ века до наших дней. На основе анализа широкого круга источников по истории томских университетов сделан вывод о том, что ведущей функцией университетов в их взаимодействии с местным сообществом c самого момента их основания была культурно-просветительская функция. В статье осуществлен подробный анализ форм реализации культурно- просветительской функции университетов и их трансформаций в различные периоды существования российского/советского государства. Отмечено, что участие местного сообщества в становлении первого томского университета заключалось в материальной и финансовой помощи. Выявление особенностей современного этапа взаимодействия университетов и местного сообщества потребовало обращения к социокультурной методологии, релевантной процессам, происходящим как в России, так и в общемировом масштабе. Исследование взаимодействия университетов и сообщества сквозь спектр понятий «креативный капитал», «социальный капитал», «социальный нетворкинг» позволило зафиксировать становление новой – социально-преобразующей – функции университета. Сущность данной функции в том, что университет и его представители как самостоятельные акторы становятся драйверами изменений в обществе, направляя и структурируя сетевое взаимодействие в когнитивно-информационном, ценностно-смысловом, социально-организационном аспектах. В заключение сделан вывод о существенной роли социально-преобразующей функции университетов в деле самоидентификации членов местного сообщества и формулировании их ключевых интересов. Отмечены также сложности в реализации данной функции, обусловленные особенностями исторического развития российского общества в целом

Страницы
2153–2165
EDN
EYFZUG
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152379

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).