- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (12)
- Авторы
- Толмачева, Т.А.; Тарева, Е. Г.
- Контактная информация
- Толмачева, Т.А. : Московский городской педагогический университет Российская Федерация, Москва; Тарева, Е. Г.: Московский городской педагогический университет Российская Федерация, Москва
- Ключевые слова
- accent bias; global citizenship; linguistic ethnocentrism; multiculturalism; social exclusion; акцентизм; этноцентризм; cоциальная эксклюзия; мультикультурализм; глобальная гражданственность
- Аннотация
В статье рассматривается проблема акцентной дискриминации в отношении неносителей английского языка, связанной с отклонениями от произносительной нормы. Данное явление стало результатом многолетней англонормативной идеологии, усиленной врожденными механизмами социальной категоризации. Новая парадигма образования в духе глобальной гражданственности (ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР) призывает к переосмыслению установок прошлого. Цель данного обзора состоит в анализе имеющихся научных данных по проблеме акцентизма и поиске путей ее решения в практике обучения произносительной стороне речи в целях формирования глобальной гражданственности. Данная работа выполнена с применением протокола PRISMA на материале 51 междисциплинарного исследования (2002–2022 гг.), извлеченного из баз данных Scopus и Google Scholar. Результаты анализа показали высокую степень влияния акцентной дискриминации на торможение процессов построения инклюзивного языкового пространства и ее несовместимости с характеристиками глобального гражданина. Основываясь на полученных результатах, был сделан ряд педагогических наблюдений: отсутствуют целенаправленные шаги по разрешению проблемы акцентной дискриминации; образовательные подходы имеют ограниченный характер; для взаимодействия с иностранным акцентом как нестабильным и неоднозначным явлением требуется динамическая или нелинейная модель обучения; необходимо применять плюрицентричный подход для расширения представлений обучающихся о разнообразии и равностатусности глобального фоноландшафта; требуются рефлексивные обучающие практики и разработка вариативных, неконвенциональных способов оценивания в практике обучения произношению; необходимо создавать условия для билингвального образования носителей языка с целью развития акцентной эмпатии и солидарности по отношению к неносителям
- Страницы
- 2248–2262
- EDN
- ZGZTHC
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152391
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).