Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Русский язык в интернете: анализ молодежного сленга с оценочным значением

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2024 17 (1)
Авторы
Абайдельданова, М. К.; Р. Гусман Тирадо
Контактная информация
Абайдельданова, М. К.: Жетысуский университет им. И. Жансугурова Республика Казахстан, Талдыкорган; Р. Гусман Тирадо: Гранадский университет Испания, Гранада
Ключевые слова
молодежный сленг; русский язык; интернет-коммуникация; языковая личность; культура речи; youth slang; Russian language; Internet communication; language personality; speech culture
Аннотация

Статья посвящена проблеме определения статуса молодежного сленга и его влияния на языковую культуру студентов. Основным источником функционирования и распространения молодежного сленга является глобальная сеть Интернет. Активное использование социальных платформ и мессенджеров казахстанской молодежью, принадлежащей к цифровому поколению, в качестве инструментов повседневного общения не только инициирует изменение пространственного и временного контекста межличностного общения, но и трансформирует личную идентичность, когнитивный стиль и порядок общения пользователя. Перцептивная сторона такого общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга. Цель статьи – осветить проблемы речевого использования сленга с оценочным значением в речи молодого поколения. Особое внимание уделяется раскрытию возможных причин проникновения данной лексики в язык. В ходе исследования, проведенного в 2022–2023 учебном году на базе Жетысуского университета им. И. Жансугурова, авторы фиксировали сленговые слова и выражения, используемые студентами, осуществлялся мониторинг их устной и письменной речи, проводился социологический опрос. Такой подход к выбору материала обусловлен задачей исследования, стоящей перед авторами, – выявить наиболее устойчивые и распространенные сленгизмы в речи молодежи. Лексико-семантический состав молодежного сленга определяется экстралингвистическими особенностями языковой картины мира его носителей и может быть представлен в системе лексико-семантических подгрупп. Функционирование молодежного сленга в коммуникативной среде интернета носит динамичный и изменчивый характер. Однако употребление в речи сленгизмов не только позволяет выразить индивидуальность коммуниканта, но, наоборот, имеет и обратный эффект. Чрезмерное употребление сленга в речи ведет к примитивной коммуникации и упрощению языка. В связи с этим со студентами проводились мероприятия по повышению уровня их языковой культуры, продемонстрированы задания на формирование грамотной речи обучающихся. Представленные материалы могут быть использованы на практике педагогами-русистами высших и средних учебных заведений

Страницы
177–189
EDN
WPFOVF
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152491

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).