Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Феномен «гадкого утенка»: выбор языка в билингвальной казахской семье (к постановке проблемы)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2024 17 (1)
Авторы
Сулейменова, Э. Д.; Туймебаев, Ж. К.; Аймагамбетова, М. М.
Контактная информация
Сулейменова, Э. Д. : Казахский национальный университет имени аль-Фараби Республика Казахстан, Алматы; Туймебаев, Ж. К. : Казахский национальный университет имени аль-Фараби Республика Казахстан, Алматы; Аймагамбетова, М. М.: Казахский национальный университет имени аль-Фараби Республика Казахстан, Алматы
Ключевые слова
child bilingualism; dominant language; Kazakh; Russian; детское двуязычие; доминирующий язык; казахский язык; русский язык
Аннотация

Раннее казахско- русское двуязычие в Казахстане зарождается от двуязычных родителей, формируется везде, где функционируют оба языка. Родители, интегрируя ребенка в общество, ожидают причастности его к семейному языковому поведению. Однако иногда происходит феномен «гадкого утенка», когда ребенок не следует семейной языковой практике. Представлены частично структурированные языковые биографии четырех детей- билингвов с неожиданным выбором казахского или русского языка как доминирующего. Языковые биографии получены с помощью особого включенного наблюдения за языковым развитием ребенка. Информанты стремились сделать языковые предпочтения трех детей одинаковыми с семьей, в одном – кардинально его изменить. Три случая предпочтения ребенком русского языка наблюдались в семьях со стабильным доминирующим казахским языком. Описан редкий случай смены доминирующего языка и формирования казахско-русско-английского многоязычия. Все случаи разрыва ребенком семейной языковой традиции не получили единственного объяснения, но выявили ряд постановочных вопросов, требующих междисциплинарного анализа по сферам доминирования языка детей-билингвов и факторам, определяющим языковое развитие ребенка- билингва. К последним в первых трех случаях относятся неучтенные информантами факторы: общение в компьютерных играх, видеохостинг, телепередачи, эмоциональное воздействие языковых контактов со взрослыми, влияние диглоссии, детские языковые конфликты и др.

Страницы
197–208
EDN
UVOGNW
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152493

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).