Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Институт «нежелательных организаций» в России: неустранимые дефекты законодательного нормирования

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2024 17 (6)
Авторы
Кондрашев, А.А.
Контактная информация
Кондрашев, А.А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
Конституция; конституционные права; нежелательные организации; ограничения прав и свобод; неопределенность нормы; неконституционность закона; The Constitution; constitutional rights; undesirable organizations; restrictions on rights and freedoms; uncertainty of the norm; unconstitutionality of the law
Аннотация

В статье исследуются правовые основы абсолютно нового для российского и зарубежного конституционного законодательства института, так называемых нежелательных организаций. Под ними понимаются как международные неправительственные организации, так и частные фонды и СМИ, которые с точки зрения российского законодателя представляют «угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства». При этом российский закон не формализует ни основания, ни критерии какой-либо противоправности при признании организации нежелательной, одновременно вводя крайне тяжелые последствия для участников и руководителей таких организаций в форме административной и уголовно-правовой ответственности при продолжении деятельности на территории Российской Федерации. В статье автор анализирует историю возникновения в российском праве такого уникального политизированного правового института и указывает основные юридические недостатки такого правового регулирования: 1) закон не отвечает требованиям правовой определенности, справедливости, разумности и непротиворечивости правового регулирования; 2) закон дискриминирует и вводит ничем не обоснованные ограничения для реализации конституционных прав граждан без признания в судебном порядке факта правонарушения; 3) закон не устанавливает никакой внятной юридической процедуры признания организации нежелательной; 4) закон вводит меры публично- правовой ответственности, помимо уголовно-правовой и административно-правовой ответственности вне установления факта правонарушения; 5) закон политически мотивирован и применяется почти исключительно к организациям, которые контролируются оппозиционными политиками, находящимися за рубежом или получают финансирование от иностранных государств (научные и исследовательские организации). Автор приходит к выводу, что такой институт не соответствует конституционным основам российской государственности (ст. 1, 3, 14, 19 Конституции), политически мотивирован и отменяет целый ряд конституционных прав и свобод (право на свободу слова, свободу объединений, гарантии судебной защиты).

Страницы
1192–1202
EDN
QWHNWC
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152984

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).