- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2024 17 (7)
- Авторы
- Пименова, Н. Н.
- Контактная информация
- Пименова, Н. Н.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
- Ключевые слова
- эстетика Иммануила Канта; «Критика способности суждения»; возвышенное; прекрасное; зодчество; архитектура; aesthetics of Immanuel Kant; “Critique of Judgment”; sublime; beautiful; architectonics; architecture
- Аннотация
Интере с данного исследования лежит в поле эстетики архитектуры, и именно поэтому оно проводится на материале анализа первой части фундаментального труда И. Канта «Критика способности суждения», его главного сочинения в русле эстетики. Текст «Критики эстетической способности суждения» рассмотрен с позиции содержания двух ключевых эстетических категорий – прекрасного и возвышенного. Также в исследовании рассматривается систематизация видов искусства в труде И. Канта, в основе которой положены слово, жест или тон как средства сообщения, выражения. Архитектура, согласно И. Канту, входит в группу изобразительных искусств, или «искусств выражения идей в чувственном созерцании». Уже это указывает на то, что основы просуществовавшего до XVIII века витрувианского представления об архитектуре как о союзе исключительно пользы, прочности и красоты, несколько смещены в представлении об архитектуре как виде искусства у Канта. И тот факт, что в примерах возвышенного философ все же рассматривает и памятники архитектуры, позволяет обнаружить внутреннее противоречие: архитектура способна привести только к прекрасному, но в то же время именно она позволяет ярко проиллюстрировать возвышенное. И этот момент позволяет обнаружить поворот в эстетике, позволивший впоследствии взглянуть на архитектуру как на вид искусства, способный проводить сверхчувственные идеи
- Страницы
- 1296–1310
- EDN
- VAACWF
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153222
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).