Журнал СФУ. Гуманитарные науки / «Трудная проблема сознания» и космология: насыщенная феноменальность вселенной versus, ее конституированная объективность

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2024 17 (9)
Авторы
Нестерук, А. В.
Контактная информация
Нестерук, А. В.: Университет Портсмута Великобритания, Портсмут
Ключевые слова
consciousness; cosmology; embodiment; experience; flesh; humanity; phenomenality; theology; universe; вселенная; космология; опыт; плоть; сознание; телесность; теология; феноменальность; человек
Аннотация

Статья исследует важность космологических идей для экспликации так называемой трудной проблемы сознания. Поскольку рациональные мыслительные способности позволяют человеку размышлять о всей вселенной от ее наименьших мыслимых масштабов до ее структуры в целом, будучи случайно-позиционированным в произвольной точке пространства, человек и его сознание мира образуют своего рода неразделимую структуру, напоминающую «уроборос» – мифического змея, кусающего свой хвост. Неотъемлемым элементом личностности человека, из которой и проистекает «трудная проблема сознания», является его плоть (или тело), связывающая человека с миром во времени и пространстве. Отношение «я=я» как самосознание субъекта и выражение первичности его ощущения существования составляет «насыщенный» опыт, выходящий за рамки отношения субъект-объект, но именно этот опыт лежит в основе позже артикулированного отношения сознания к миру. Вселенная присутствует в человеческом состоянии как насыщенный феномен, практически идентичный самому существованию человека. Этот феномен, поскольку его нельзя представить в категориях количества, качества, модальности и отношения, конституирует «я» в его амбивалентном состоянии, делая его центром раскрытия и манифестации вселенной, и в то же время давая человеку осознать, что он является ничтожно малым органическим элементом в этой вселенной. «Трудная проблема сознания», как расщепление в опыте бытия на 1-е и 3-е лицо, отражает эту парадоксальную двойственность человека в мире, экспликация которой требует бесконечной герменевтики, аналогичной той, что предназначена для вселенной как насыщенного явления. Таким образом, «трудную проблему сознания» можно рассматривать не как проблему, а как элемент конституции человека во вселенной

Страницы
1748–1773
EDN
UIXBUM
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153767

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).