Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Университет 4.0: какое мышление будет культивироваться в будущем? (Часть II)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2024 17 (10)
Авторы
Ефимов, В. С.; Лаптева, А. В.
Контактная информация
Ефимов, В. С.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Лаптева, А. В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
Future University; generations of university; University 4.0; cognitive institution; methodological thinking; cognitive civilization; Университет будущего; поколения университетов; Университет 4.0; когнитивный институт; методологическое мышление; когнитивная цивилизация
Аннотация

Теоретической базой исследования являются концепты 1) «уни- верситет – когнитивный институт» и 2) «поколение университетов». Рассмотрены особенности типов мышления, которые рождались и воспроизводились в университетах разных поколений (университет в доиндустриальном обществе – схоластический, в индустриальном – исследовательский, в постиндустриальном – предпринимательский). Для характеристики типов мышления используется методологическая схема: «предмет – способ – направленность (интенция) мышления». Мышление в Университете 1.0: предметность – Божественный порядок, его метафизические основания; способ – полагание мысленных сущностей, построение рассуждений; направленность – понимание авторитетных текстов и создание непротиворечивого учения (общего поля смыслов). Мышление в Университете 2.0: предметность – Природа (объекты, процессы, законы); способ – построение моделей, создание идеальных объектов, мысленное экспериментирование, выдвижение гипотез; направленность – создание теорий (онтологии природы), постановка задач для наблюдений и экспериментов, создание оснований для производственных технологий и конструкций (базиса индустриальной цивилизации). Мышление в Университете 3.0: предметность – Мир деятельности (субъекты, активности, технологии, среды, возможности); способ – анализ возможностей на основе полипредметных моделей, замысливание инноваций; направленность – создание предпринимательских схем, конфигурирующих деятельность участников инновации, создание оснований для новых социально-производственных практик. Мышление в Университете 4.0: предметность – Мир мышления и практик (субъекты, принципы, нормы, основания и границы различных мышлений и практик); способ – методологическая рефлексия, полагание и преобразование оснований мышлений и практик; направленность – создание конструкций и технологий работы коллективных и гибридных интеллектов (базиса когнитивной цивилизации), новых способов и средств мышления, социальных отношений и институтов, новых социально- антропологических практик. Обосновывается гипотеза: университет будущего (когнитивной цивилизации) будет культивировать методологическое мышление («мышление о мышлении»), его ключевой задачей будет формирование коллективных и гибридных (с участием AI) интеллектов, разработка технологий их работы. Он будет обеспечивать генерацию новой повестки для общества, создание замыслов и прецедентов новых практик. Часть II статьи представляет характеристики типов мышления, которые будут порождаться и воспроизводиться университетами второго, третьего и четвертого поколений

Страницы
1961–1969
EDN
XNMOVM
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/154132

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).