- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (3)
- Авторы
- Дегтяренко, К.А.; Ермаков, Т. К.
- Контактная информация
- Дегтяренко, К.А. : Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Ермаков, Т. К.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
- Ключевые слова
- фантоматика; кибертекст; искусственный интеллект; гиперреальность; phantomatics; cybertext; artificial intelligence; hyperreality
- Аннотация
Цифровая трансформация культуры, обусловленная развитием как технологии, так и социального пространства, становится всё более значимым предметом рефлексии в гуманитарном знании. Обращаясь к особенностям современного цифрового пространства, эвристически оправданным становится обращение к концепциям, возникавшим ещё в состоянии предчувствия грядущих трансформаций, одной из которых является «фантоматика» С. Лема. Изначально являясь моделью, описывающей возможное состояние потери ощущения реального в результате развития биотехнологий, фантоматика использовалась в качестве концептуального инструмента преимущественно в середине XX века, после чего её значение как концептуальной модели снижается, а на смену ей приходят более известные концепции симулятивного и гиперреального. Используя фантоматический язык описания применительно к проблеме кибертекста, обозначенной Э. Аарсетом, можно обозначить проблему перехода во взаимоотношении между реальным и виртуальным. Во-первых, существует переход между реальным и виртуальным, анализ которого является значимой проблемой внутри концепции фантоматики, но слабо освещённый другими концепциями анализа виртуальности. Во- вторых, фантоматическая призма фокусирует внимание на проблеме умений человека, которые также могут становиться своеобразной границей, поскольку требуют «обучения» использованию виртуальных инструментов, что находится за пределами фантоматического опыта
- Страницы
- 516–525
- EDN
- EDDXCV
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/155043
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).