Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Национальные образы в сборнике эссе С. Моэма «На китайской ширме»

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (3)
Авторы
Хабибуллина, Л. Ф.; Зиннатуллина, З. Р.
Контактная информация
Хабибуллина, Л. Ф.: Казанский федеральный университет Российская Федерация, Казань; Зиннатуллина, З. Р.: Казанский федеральный университет Российская Федерация, Казань
Ключевые слова
английская литература; Сомерсет Моэм; «На китайской ширме»; национальные образы; English literature; Somerset Maugham; On a Chinese Screen; national images
Аннотация

Статья посвящена анализу сборника очерков английского писателя начала ХХ века Сомерсета Моэма «На китайской ширме» (On a Chinese Screen, 1922). Действие происходит в Китае, и главный образ, связанный с противопоставлением Запада и Востока, образ тонкого предмета (ширма), разделяющего эти миры. Мир Востока, в данном случае Китая, изображен как цивилизация с многовековой историей, однако лишенная на сегодняшний день былого величия и превращенная во второстепенную. Пространство Китая характеризуется «выключенностью» из потока времени. Противопоставляется этому миру Запад, представленный в основном персонажами, являющимися носителями западных ценностей. Так, образы английских колонизаторов нарочито клишированы. Кроме того, вместе с ними в произведение входит социальная проблематика, так как даже находясь за пределами Англии, граждане этой страны стремятся соблюдать сословные принципы. Особое место в сборнике «На китайской ширме» занимают образы английских женщин, которые в основном представлены хоть внешне и непривлекательными, но обладающими нравственными достоинствами. В этом плане они противопоставляются француженкам, которые внешне выигрывают у первых, однако проигрывают в моральном плане. Французы в целом изображаются как соперники англичан, здесь Моэм остается верен тем стереотипам, которые были популярны в английской культуре еще в XIX веке. Неоднозначными показаны в сборнике и американцы, которые, с одной стороны, не наделяются отрицательными качествами, с другой стороны, присутствует критика их стремления подчинить себе других. Особую группу представляют наднациональные типы, являющиеся носителями высших, вневременных ценностей и лишенные той национальной стереотипизации, которой Моэм наделяет других персонажей

Страницы
640–648
EDN
ZVRZQW
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/155055

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).