Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Истоки стратегий работы с медиатехнологиями в хореографических постановках 1990–2010-х годов

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (5)
Авторы
Грызунова, О. В.
Контактная информация
Грызунова, О. В. : Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой Российская Федерация, Санкт-Петербург
Ключевые слова
media art; media technologies; avant-garde; neo-avant-garde; choreographic art; Cunningham; Obermayer; Abalikhina; медиаискусство; медиатехнологии; авангард; неоавангард; хореографическое искусство; Каннингем; Обермайер; Абалихина
Аннотация

Приемы работы хореографов и танцхудожников с медиатехнологиями можно рассматривать как логичное развитие художественно-постановочного процесса в контексте закономерной эволюции технического инструментария. Подобный подход слабо представлен в отечественных искусствоведческих исследованиях. Цель исследования – выявление преемственности между художественными идеями авангарда 1910–1920-х гг., неоавангарда второй половины XX века и подходами постановщиков к работе с новыми технологиями при создании хореографических постановок в период 1990–2010-х гг. На основе характерных для искусствоведческого подхода исторического, описательного и аналитического методов доказывается востребованность некоторых художественных стратегий авангардистов в современный период. Проанализированы не рассмотренные ранее в отечественных искусствоведческих исследованиях постановки «Двуногие» Мерса Каннингема (1999), «Весна священная» Клауса Обермайера (2006), «OUT/IN» Анны Абалихиной (2009). На основе анализа и сопоставления подходов постановщиков с идеями авангарда разновременного периода выявлены стратегии случайности, интермедийности, интерактивности. В результате частично восполнена нехватка научных материалов об истоках стратегий работы с медиатехнологиями для танцевальных исследователей и постановщиков. Обозначены проблемы, спровоцированные перманентным обновлением технического инструментария: необходимость наличия драматургических ориентиров для отбора необходимого и достаточного набора выразительных средств; техническое «закрепощение» зрителя; зависимость сценических и перформативных пространств от технического оснащения; проблема исчезновения авторства

Страницы
991–1000
EDN
AZUFTK
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/156126

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).