- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (11)
- Авторы
- Филимонов, В.А.
- Контактная информация
- Филимонов, В.А. : Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН Российская Федерация, Новосибирск
- Ключевые слова
- intelligence; subjects; personality; subjectivity; ethical systems; the “4C” approach; experiments; neuronet; интеллект; субъекты; субъективность; этические системы; подход «4К»; эксперименты; нейронная сеть
- Аннотация
The article continues the author’s cycle of works on the construction of a multidisciplinary educational process. The field of research is the activity of subjects, in other words, individuals, and collectives of such subjects. The objective of the study is to study the specifics of subjectivity. The definition of a subject is adequate for animate beings and some artificial intelligence systems. The author’s “4С” approach (collective, cognitive, configuratory, convergent) is used, as well as V. Lefebvre’s reflexive models. Communication and reflection are very important parts of educational process. The results of the author’s experiments with a group of students on the explanation of algorithms for the operation of logical automata and neural networks shows progress in understanding those algorithms. Neural networks position themselves only as tools but reveals signs of subjectivity. The results of the analysis of neural networks for the presence of one of two ethical systems in the sense of V. Lefebvre shows the important difference between neural networks that were trained in Russian and English texts. The results presented here make it possible to design an educational process that is adequate for the team of students and the resources available to the learning system
Статья продолжает цикл работ автора по конструированию многодисциплинарного образовательного процесса. Область исследования – деятельность субъектов, иначе, личностей, и коллективов субъектов. Задачей исследования является изучение специфики субъектности. Рассматриваются минимальные логические структуры, соответствующие субъектам и группам субъектов. Дано определение субъекта, которому удовлетворяют одушевлённые существа и некоторые системы искусственного интеллекта. Используется авторский подход «4К» (коллективный, когнитивный, конфигураторный, конвергентный), а также рефлексивные модели В. Лефевра. Констатируется важность деловой коммуникации и рефлексии. Приведены результаты экспериментов автора с группой студентов по объяснению алгоритмов работы логических автоматов и нейронных сетей. Обнаружены признаки субъектности у некоторых нейронных сетей, которые позиционируют себя только как инструменты. Приведены результаты анализа нейронных сетей на наличие одной из двух этических систем в смысле В. Лефевра. Обнаружено важное для этого анализа различие между нейросетями, которые были обучены на текстах на русском и английском языках. Полученные результаты дают возможность сконструировать образовательный процесс, адекватный коллективу обучающихся и наличным ресурсам системы обучения
- Страницы
- 2309–2314
- EDN
- SHWEEC
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/157906
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).