- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (11)
- Авторы
- Лосева, С. Н.
- Контактная информация
- Лосева, С. Н. : Новосибирский государственный технический университет Сибирский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Российская Федерация, Новосибирск
- Ключевые слова
- synestheticity; musical giftedness; musicality; analytical ear; intonation ear; spirituality; creativity; intelligence; синестетичность; музыкальная одаренность; музыкальность; аналитический слух; интонационный слух; духовность; креативность; интеллект
- Аннотация
Обсуждается проблема формирования модели синестетичности в структуре музыкальной одаренности. Анализируются различные подходы в исследовании музыкальной одаренности как психологического феномена. Опираясь на подход, заложенный отечественными психологами в исследовании личностных особенностей и культурно-деятельностном осмыслении строения функционирования феномена одаренности и ее компонентов, излагается авторский подход к процессу интеграции синестетичности в организацию структурных компонентов музыкальной одаренности и их взаимосвязей. В процессе проведения исследования анализировалась взаимосвязь структурных компонентов музыкальной одаренности. Обнаруженный рост взаимосвязей между музыкальностью и структурными компонентами музыкальной одаренности (духовностью, интеллектом и креативностью) позволил выявить наличие системообразующего признака, в роли которого выступает музыкальность. В процессе исследования установлен процесс интеграции синестетичности в структуре музыкальной одаренности. Рассматриваются особенности взаимосвязей структурных компонентов музыкальной одаренности и уровней музыкального текста. Для детального описания данного взаимодействия использована синестетическая проективная модель музыкально-художественного сознания Н. П. Коляденко. В процессе исследования использованы следующие методы математической статистики: коэффициент корреляции методом рангов Спирмена; t- критерий Стьюдента для сравнения независимых и зависимых выборок; критерий U-Манна- Уитни; L-критерий тенденций Пейджа. В работе использовались также методы исследования, дополняющие представленную вышеизложенную информацию о процессе взаимосвязи синестетичности и структурных компонентов музыкальной одаренности: сравнительно-типологический (имеющий большое значение в анализе проявлений синестетичности в структуре музыкальной одарённости); метод обобщения и систематизации (в работе с источниками); музыковедческие методы жанрово- стилевого, целостного, интонационного анализа композиторских текстов
- Страницы
- 2326–2332
- EDN
- NVPXGD
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/157908
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).