Журнал СФУ. Гуманитарные науки / «Хроника Ура Линда» и «Снежная Королева»: две судьбы одного северного мифа

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (1)
Авторы
Резникова, К.В.
Контактная информация
Резникова, К.В.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
Ключевые слова
constructivism; globalization; myth; H.F. Wirth; “The Snow Queen”; конструктивизм; глобализация; миф, Г.Ф. Вирт; «Снежная королева»
Аннотация

Настоящая статья опирается на идею, заключающуюся в том, что процесс глобализации ведет к унификации и гомогенизации либо, наоборот, к всплеску самосознания – культурного, прежде всего. Но и глобализация может сделать опережающий ход, элиминировав возможность обращения к культурным истокам, исказив их содержание. В таком случае в создаваемых на основе важных для культуры источников (об общей истории народа, о происхождении и проч.) должна присутствовать не только трансформация актуально-исторической канвы, но и самого первоисточника. Настоящая статья – исследование того, как практически один и тот же первоначальный источник – эпос фризов – постигла разная судьба в зависимости от того, в какой форме и для какой аудитории он был представлен. Это «Хроника Ура Линда» и сказка «Снежная королева», представляющая собой художественную интерпретацию того же изначального мифа. В ходе исследования были проанализированы семь инвариантов сказки Г.Х. Андерсена, созданные в разных странах. В каждом из них основа сказки «Снежная королева», совпадающая с содержанием «Хроники Ура Линда», была искажена. Проведенный анализ укладывается в гипотезу о том, что искусственная глобализация воздействует на мифологию отдельных культур, искажая ее для собственных нужд, прибегая к разным методам для различных форм, в которых представлен миф. Так, мифы в чистом виде, востребованные взрослыми представителями культуры, подвергаются критике, против них выдвигаются обвинения в фальсификации; конечная цель воздействия – предать миф забвению как ложный. В мифе, представленном в редуцированной художественной форме для детской аудитории, изменяется сюжетная основа и в таком новом виде он максимально тиражируется, чтобы со временем произошло вытеснение оригинала

Страницы
149-174
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16623

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).