- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (3)
- Авторы
- Найко, Н.М.
- Контактная информация
- Найко, Н.М.:Красноярская государственная академия музыки и театра Россия, 660049, Красноярск, ул. Ленина, 22
- Ключевые слова
- Shostakovich; oratorio “The Song of the Forests”; cantata “The Sun Shines over Our Motherland”; musical rhetorical figures of the Soviet Russia; Шостакович; оратория «Песнь о лесах»; кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»; музыкально-риторические фигуры советской России
- Аннотация
Создание Д. Шостаковичем оратории «Песнь о лесах» и кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» было данью «соцзаказу». В стихах Е. Долматовского высока концентрация трафаретных оборотов, наделенных пропагандистской функцией. Подобно тому как в официальном государственном языке утверждается набор шаблонных выражений, языковых клише, в сфере музыкального языка формируется особый интонационный словарь. Базой для него становятся типизированные музыкальные обороты, моделирующие ораторскую интонацию, и некоторые жанровые знаки, отражающие дух эпохи, репрезентирующие идеологические установки. Шостакович в обоих произведениях использует комплекс нормативных, закрепленных в отечественной музыкальной практике того времени интонационных моделей, отмеченных печатью коммунистического мировоззрения. При этом элементы жанровой модели марша, фанфарные формулы и т.д. обнаруживают способность функционировать обособленно либо сочетаясь с элементами иных жанровых моделей. Связь ряда типизированных мелодических, ритмических, фактурных формул с определённым кругом значений, идей, образов при их автономности и мобильности указывает на их подобие риторическим decoration – тропам. Рассмотренные в статье риторические фигуры различаются по своему генезису и непосредственности эмоционального воздействия. Вместе с тем их общими моментами остаются: коммуникативная направленность и возможность влиять на сознание людей; задача формирования у массы людей ощущения своей принадлежности к определенной социальной общности; функция вовлечения слушателей в некоторое общее эмоциональное состояние, внушения чувства гордости. Метод композиции, основанный на принципе комбинирования элементов из фразеологического словаря пропагандиста-агитатора, свидетельствует о творческой раскрепощенности автора, незаштампованности его сознания
- Страницы
- 414-428
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16728
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).