Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Электронная библиотека: генезис, тренды от электронной библиотеки к смарт-библиотеке

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (6)
Авторы
Барышев, Р.А.; Бабина, О.И.; Захаров, П.А.; Казанцева, В.П.; Пиков, Н.О.
Контактная информация
Барышев, Р.А.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный 79; Бабина, О.И.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный 79; Захаров, П.А.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный 79; Казанцева, В.П.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный 79; Пиков, Н.О.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный 79
Ключевые слова
electronic library; smart library; library; library services; электронная библиотека; смарт-библиотека; библиотека; библиотечные услуги
Аннотация

Статья предлагает к обсуждению основные тренды в развитии электронных библиотек и предпосылки к переходу на новый качественный уровень – к смарт-библиотекам. Представлен исторический обзор формирования понятия «электронная библиотека» как в России, так и за рубежом. Отдельно выделяется многозначность термина «электронная библиотека» в России, в качестве синонима к которому выступает большинство терминов в нашей стране. При этом в рамках западного теоретизирования они часто укладываются в единое понимание цифровой библиотеки. Обсуждается широкий спектр проблем электронных библиотек в разрезе многозадачности понимания роли библиотечного дела в публичной и вузовской среде. Отмечаются различия в подходах ввиду специфики вузовских задач. В качестве решения авторы предлагают новый подход построения умной библиотеки на основе выявления и фиксации целей потребителя. Подход переворачивает парадигму библиотечного сознания, указывая, что главная роль в библиотеке отводится читателю, что идет в разрез со многими текущими размышлениями о том, что библиотека – это в первую очередь площади, фонды и персонал. В тексте раскрывается подход, когда, опираясь на современные технологии, можно существенно уменьшить значение последних и ввести в фокус исследователя потребности и роль читателя

Страницы
1043-1051
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16866

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).