- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (6)
- Авторы
- Козлова, М.В.
- Контактная информация
- Козлова, М.В.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
- Ключевые слова
- ideological principles; solidarity; consolidation; terrorism; идейные принципы; солидарность; консолидация; терроризм
- Аннотация
В статье осуществлена попытка социально-философского анализа перспектив противодействия современным террористическим угрозам информационного типа посредством воздействия на процессы консолидации российского общества. В результате исследования сделан вывод о характерной связи между преобладающими в обществе консолидирующими идеями и уровнем устойчивости перед деструктивным манипуляционным воздействием со стороны террористов (идеологов насилия). Результаты исследования могут быть применены в качестве дополнений к существующим рекомендациям по противодействию террористическим угрозам, обеспечению социокультурной безопасности. Формирование механизма социальной консолидации заключается в разрешении противоречий, обусловленных природой общественных отношений, между господством и подчинением, насилием (принуждением) и доброй волей, разногласием и согласием. Консолидация является основополагающим условием существования общества, его жизнедеятельности и способности к воспроизводству. При этом характер её реализации зависит от множества факторов: технологических, экономических, политических, культурно-исторических и других. Для лучшего понимания проблем, связанных с консолидацией (или разобщением), в российском обществе с методологических позиций в соответствии с положениями исследования иркутских ученых обозначим два типа (потока) консолидированности: вертикальный (согласие власти с обществом и наоборот) и горизонтальный (согласие внутри сообществ и между сообществами, из которых формируется общество в целом). Важно подчеркнуть, что вертикальная консолидация зависит от сознательной инициативы власти и может произвольно конструироваться; горизонтальная – имеет естественный характер, так как выражается в виде форм повседневного взаимодействия. В статье обращается внимание на понятие «духовность», которое ушло на периферию общественного сознания в связи с отождествлением его с религиозностью, но которое пока ещё сохраняет востребованность в нашем обществе в форме запроса на нравственные ценности, всестороннее развитие личности и ещё может быть актуализировано. Особо в статье подчеркивается тот факт, что традиционная философская мысль России неизменно связывает социально-философские истоки понятий «дух», «душа» и «духовность» с нравственным долгом, со сложной внутренней работой и преображающим результатом, с нераздельностью разума и чувства, свободой и ответственностью. Стремление к единству через единодушие – не через призму противопоставления единства и свободы личности, а без принуждения, через свободу каждой души в своём стремлении к единому Духу – вот одно из важнейших положений русской философии. Автор статьи исходит из того факта, что духовность, при достаточной социально- культурологической разработке понятия, могла бы стать идейным принципом горизонтальной консолидации современного российского общества, воспроизводимого через систему образования, которое выступает в качестве ведущего фактора формирования и утверждения образа жизни человека. В результате полного разрушения механизма социального конструирования реальности при анархическом порядке 90-х годов сегодня мы не имеем коллективных представлений о различии добра и зла, о том, что такое сострадание, справедливость, жалость, милость, доброта. Формирование консолидационного механизма, как доказано в статье, таит множество проблем, которые сегодня усугубляются глобализационным давлением, социальными трансформациями кризисом экономической, культурно-политической и других сфер, развернувшихся в результате распада советского общества, в которое был интегрирован российский социум. Процессы деконсолидации спустя почти четверти столетия после обретения Россией независимости не остановились: угроза распада вслед за советским сохраняется во многих постсоветских обществах. Например, ситуация на Украине во многом является следствием разрыва прежних связей и демонстрирует вариант развития событий, когда вертикальные консолидирующие механизмы выходят из строя, детерминируя разбалансировку горизонтального потока. В данной связи попытки ввергнуть в открытое противостояние постсоветские общества со стороны геополитических сил, противостоящих России (явная и неявная поддержка русофобии), представляются нам симптоматичными и рассматриваются как актуальная угроза усиления различных проявлений терроризма, направленных на дестабилизацию и деконсолидацию российского общества. На основании анализа последних мировых событий автор приходит к выводу о разрастании терроризма, становлении его в качестве глобального источника социальной энтропии. Для того чтобы минимизировать террористические угрозы, противодействие ему должно осуществляться по всем направлениям в соответствии с его многообразными формами, что невозможно без общего координирования действий, формирования консолидационного механизма внутри власти, между экономической, политической, образовательной и другими сферами общественных отношений
- Страницы
- 1165-1172
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16877
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).