Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Геополитический аспект в исследовании образовательного пространства

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (6)
Авторы
Кузнецова, М.Ф.
Контактная информация
Кузнецова, М.Ф.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр.Свободный, 79
Ключевые слова
geopolitics; education; mentality; globalization; internationalization; Americanization; Europeanization; геополитика; образование; менталитет; глобализация; интернационализация; «американизация»; «европеизация»
Аннотация

Статья посвящена краткому анализу взаимообусловленности геополитического и образовательного пространства в современном мире. Рассматриваются такие геополитические и образовательные реалии, как глобализация и интернационализация, «американизация» и «европеизация», анализируется роль менталитета как геополитического и образовательного конструкта. Обосновывается актуальность точки зрения на образование как на один из наиболее важных инструментов для создания новой геополитической модели мира. Делаются выводы о том, что геополитические отношения между государствами во многом определяются и регулируются уровнем развития их национальных образовательных систем. Социально-философский анализ функционирования и реформирования сферы образования в современных геополитических условиях показал, что «такие понятия, как «образование» и «глобализация», часто трактуются неоднозначно, так же как неоднозначно оценивается и сам процесс глобализации образовательной деятельности. Понимание и оценка протекающих процессов и явлений зависит от временного и культурно-философского контекста. Особо нужно сказать о понятии «европеизация», немаловажном как в геополитическом, так и в образовательном аспектах. «Европеизация в процессе общепланетарного развития, с одной стороны, является частью глобализации (особенно в сфере образования), её мини- проектом – Европа как уменьшенная модель мира с едиными требованиями, стандартами, общими управленческими организациями и т.д. С другой стороны – европеизация становится процессом отсорбирования и сплочения отдельных государств в пику прочему окружающему миру; распространяя европейские ценности и традиции, интегрируя свои проекты в мировое пространство с целью повышения своего статуса, мощи, масштабности, усовершенствования себя как мировой единицы». Таким образом, «американизация» и «европеизация» образовательной деятельности выступают как альтернативные модели глобализации, конкурирующие между собой в общей системе реализации глобализационных геополитических и образовательных процессов. Необходимо учитывать и тот факт, что ментальная культурно-историческая предрасположенность отдельных обществ представляется характеристикой более или менее постоянной, определяющей сущность любых их внутренних преобразований и развития, становится возможным прогнозированием (пусть на вариативном уровне) поведения национальных образовательных систем в сложившихся геополитических условиях, смогут ли они пойти по пути предлагаемых реформ или изберут собственный путь. Неэффективность копирования удачных в иных обществах реформ зачастую связана с тем, что их идеологи абсолютно не учитывают менталитет общности, которой эти реформы навязываются и для которой они, по сути, являются чужеродными, находящимися за пределами принятой обществом модели мира. Историческая обусловленность менталитета проявляется и в том, что менталитет не может быть насильно навязан народу извне, как это часто происходит в эпоху реформ, а формируется, как об этом говорилось выше, естественным путем, порождается исторически возникшей совокупностью природно-географических, этнических, геополитических и других объективно существующих и не зависящих от народа особенностей, характеризующих ареал его проживания. Вообще в последние десятилетия государственное и международное устроительство базируется на экономической доминанте: политика, образование, наука, промышленность и прочее постепенно превращаются в экономический придаток или, иначе говоря, речь идёт о коммерциализации всех сфер человеческой жизни. Отсюда проистекает и тот факт, что в новой мировой образовательной концепции диктующая роль принадлежит лишь экономически развитым странам, которые рассматривают свою доминирующую позицию как своего рода монополию на рынок образовательных услуг: в образование делаются инвестиции, оно экспортируется и импортируется, словом, рассматривается как рыночный капитал. Это внешняя сторона происходящих в образовании перемен сформулировала и саму внутреннюю суть трансформации образовательного пространства. Сложившаяся в современном мире геополитическая ситуация обусловливает и требования, предъявляемые к высшему образованию сегодня: университет как основной образовательный институт высшей ступени должен создать человека-специалиста, отвечающего сложившимся запросам социально-экономического рынка. Специалист должен быть мобильным, гибким, готовым воспринимать различные инновации, осваивать быстроменяющийся поток информации (т. е. постоянно доучиваться и переучиваться), быть готовым к частым межнациональным контактам, жить и работать в условиях «единопланетарности» мира; при этом адекватно трактовать само значение глобальности, глобализации, интеграции и интернационализации любой жизненной сферы

Страницы
1186-1194
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16879

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).