Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Глобальный мир и проблема совершенства как проблема всеобщей связи

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (6)
Авторы
Малинин, А.В.
Контактная информация
Малинин, А.В.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
Ключевые слова
perfection; universal connection of phenomena; global world; crisis of existence; system; synergy; value diversity of the world; совершенство; всеобщая связь явлений; глобальный мир; кризисность бытия; система; синергетика; ценностное многообразие мира
Аннотация

Статья посвящена исследованию совершенства как важной социально-философской проблемы. Автор доказывает, что она детерминирована всеобщей связью явлений как в природе, так и в обществе. В статье доказывается, что системный подход к совершенствованию человеческого общества помогает анализировать социум как совершенство. Совершенство, по мнению автора, проявляется в стремлении постижения сущности всеобщей связи, что в современном мире связано с неоднозначностью протекания глобализационных тенденций. Проблематика исследования всеобщей связи явлений во многом детерминирована кризисом современной науки, поскольку это связано с различными методологическими подходами, формирующими в конечном счете принципиально разные картины окружающей действительности. В классической философии существовало четкое различие между простыми системами, которые изучались физикой или химией, и сложными системами, изучаемыми биологией и гуманитарными науками. Классический рационализм как методологический принцип в силу исходной посылки о тождестве мышления и бытия выражал изначально позицию гуманистического знания, ориентированного, хотя и в абстрактной форме, на раскрытие смысловой значимости мира. Целостность новоевропейской культуры сохраняет преобладающую ориентацию на науку и уверенность в том, что она способна дать человеку жизненно-практическую ориентацию в мире. Сложившаяся традиция о безоглядной опоре на декартовскую методологическую основу привела к тому, что постепенно теряется всеобщая связь явлений и мир перестает восприниматься как целостный и единый, все больше приобретая дискретный и фрагментарный характер. Все в большей степени дает о себе знать кризисность бытия, которая в полной мере проявляет себя именно в проблеме понимания сущности всеобщих связей Всеобщая связь явлений проявляется, в частности, в том, что во второй половине ХХ века значительно вырос интерес к мифу как попытке объяснения всеобщей связи явлений нашими предками. Для большинства современных ученых становится очевидным, что мышление, которое не чувствует первоосновы бытия и времени, становится неполноценным и экологически опасным, а отсутствие художественной картины мира, в формировании которой большую роль сыграли космогонические мифы, угрожает упадком культуры. Оценка результатов исследования сообразуется с отношением «человек – природа», но сам процесс получения этих результатов ориентирован на господствующее в естествознании понимание субъект-объектного отношения. Автор подчеркивает, что «костяк» научно- исследовательских программ остается незатронутым, хотя в их целевых установках так или иначе отражена социальная по своей сути задача – способствовать пониманию и практической регуляции отношений в системе «человек – общество – природа». В статье особо подчеркивается, что для понимания сущности всеобщей связи явлений важно учитывать теорию двойственной обратной связи, согласно которой обратная связь в природных системах представлена в двух формах: информационной и неинформационной. Считается, что неинформационный тип распространен в неживой природе, а информационный появляется начиная с органического уровня материи. Организация систем в живом мире порождает совершенно иной, новый, тип механизмов развития, неизвестный в неживой природе, содержащий механизмы обратной связи. Это и есть главная особенность, которая отличает живое от неживого. Однако некоторые вирусоподобные существа, традиционно относимые к живому миру, по-видимому, все-таки лишены способности формировать петли обратной связи. Углубление экологического кризиса, а также новые открытия в области физики актуализировали вопрос о необходимости смены научной парадигмы, поскольку классическая наука не в состоянии ответить на новые вызовы. Именно в этом контексте возникают вопросы о том, что делать с ядерными отходами, что предпринять против нищеты и голода, угрозы развязывания войн, сокращения биологического разнообразия, загрязнения планеты и т.д. По мнению автора, всеобщая связь, выступающая как совершенство, предполагает интеграцию всех сфер человеческой деятельности и человеческого знания в едином мировом процессе. Такой подход с неизбежностью подводит к проблемам, ставшими глобальными в современном обществе, но не решаемыми в рамках традиционных научных подходов

Страницы
1228-1241
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16884

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).