Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Жанр пейзаж в искусстве красноярской художественной школы

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2010 3 (4)
Авторы
Бахова, Н.А.
Контактная информация
Бахова, Н.А. : Сибирский федеральный университет , Россия 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79 , e-mail:
Ключевые слова
жанр пейзажа; концепция реалистического пейзажа; теория национального пейзажа; красноярская художественная школа; региональная культура; культура Красноярского края; пейзажная живопись красноярского края; художники Красноярска; landscape painting; concept of realistic landscape painting; theory of national landscape painting; Krasnoyarsk art school; regional culture; culture of the Krasnoyarsk Territory; landscape painting of the Krasnoyarsk Territory; Krasnoyarsk artists
Аннотация

Cтатья посвящена исследованию истории развития и своеобразия пейзажной живописи красноярской художественной школы в период кон.XIX - нач.XXI веков как уникального явления региональной культуры. Жанр пейзажа является одним из востребованных, в котором реализуют свою художественную концепцию красноярские живописцы, визуализируя особенности мировоззрения сибиряков. Первоначально изучены и соотнесены специфические процессы становления самостоятельности и самоценности пейзажной живописи в иерархии жанров древнекитайской и западноевропейской истории искусства. Определены первые импульсы освобождения пейзажных картин от мифологических, исторических, бытовых сюжетов. В статье обсуждается главенство реалистического пейзажа в живописи красноярской художественной школы, что обосновывается разнообразием и богатством природных ландшафтов Центральной и Восточной Сибири, обилием пейзажных видов. Близость природы позволяет художнику максимально схватить сущность родственной ему природы и представить её оригинальные качества. Западноевропейская теория реалистического пейзажа XIX века является основополагающей для пейзажной живописи красноярской художественной школы. Согласно этой теории реалистические обыденные пейзажи наиболее корректно проявляют сущность в каждом из элементов и явлений повседневности, обнаруживают истинно прекрасное в ней, требуют умение видеть кажущееся простое как значимое. В статье впервые предлагается искусствоведческий обзор и периодизация пейзажной живописи красноярской художественной школы на протяжении всей истории её существования. Обнаруживается видовое многообразие жанра (эпические и лирические, исторические и мифологические пейзажи, городской, индустриальный и деревенский пейзажи, этнопейзажи). Возможная периодизация истории развития жанра пейзажа определяется в соответствии со сменой приоритетов: художественные традиции, доминанта отдельных видов жанра, актуально-исторические события культуры Красноярского края. Относительно каждого этапа развития региональной пейзажной живописи подобраны репрезентативные произведения, наглядно демонстрирующие его своеобразие. Периодизация истории развития пейзажной живописи красноярской художественной школы позволяет увидеть динамику освоения мировой художественной пейзажной традиции и становление собственной концепции сибирского пейзажа. В заключении сформулированы уникальные художественные качества красноярской пейзажной живописи, наглядно демонстрирующие своеобразие сибирского региона как поликультурного пространства.

Страницы
563-580
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/1765

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).