Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Поэтика эсхатологического сюжета в романной прозе Г. Газданова

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (7)
Авторы
Проскурина, Е.Н.
Контактная информация
Проскурина, Е.Н.:Институт филологии СО РАН Россия, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова
novels by G. Gazdanov; plot poetics; literary motif; eschatology; романы Г. Газданова; поэтика сюжета; литературный мотив; эсхатология
Аннотация

Статья посвящена анализу эсхатологической поэтики Г. Газданова. Авторскому сознанию писателя присуще напряженное переживание катастрофичности человеческой истории и бытия, основанное на убежденности в том, что история человечества началась «в тот день, когда Каин убил своего брата» («Призрак Александра Вольфа»), т.е. в тот момент, когда человек ощутил в своей собственной природе «притягательность убийства». Романная проза Газданова изобилует разного рода смертями, реальными и потенциальными, объединяющимися в единый сверхсюжет жизнь под знаком смерти. Одним из проявлений эсхатологической поэтики Газданова является присутствие во всем метароманном тексте мотивов апокалипсиса, которые предстают в визуальных образах героев, звуковых ассоциациях, телесных ощущениях. При этом в историко-литературном контексте молодой эмиграции Газданову принадлежит особое место. Творческая стратегия писателя отмечена нехарактерным для поколенческого самосознания оптимистическим стоицизмом. Весь его литературный путь представляет собой преодоление чувства трагизма бытия. И здесь особая роль отведена герою, который чаще всего становится победителем в поединке не столько с реальными смертельными обстоятельствами, сколько с одолевающей его душевной апатией, грозящей духовной смертью

Страницы
1486-1493
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/19692

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).