Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Время Культуры как необходимая категория анализа дискурса

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (8)
Авторы
Смирнова, У.В.
Контактная информация
Смирнова, У.В.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
Ключевые слова
social semiotics; time of Culture; zeitgeist; discourse analysis; field; chronotope; intentionality; interpretant; Julian Assange; the Era of Austerity; Barack Obama; the NRA; the Connecticut school shooting; April Jones; zombie; социальная семиотика; Время Культуры; дух времени; анализ дискурса; поле; хронотоп; интенциональность; интерпретанта; Дж. Ассандж; эра строгой экономии; Б. Обама; Национальная стрелковая ассоциация; трагедия в школе штата Коннектикут; Эйприл Джоунс; зомби
Аннотация

В России и за рубежом исследователи давно и успешно занимаются изучением дискурса. Эту область лингвистики можно считать весьма развитой как в теоретическом, так и в практическом отношении. Однако хотелось бы привлечь внимание к одному, зачастую игнорируемому, аспекту исследования конкретного дискурса, а именно к Времени Культуры дискурса N. Основной целью написания статьи можно признать обоснование практической необходимости этой новой категории анализа дискурса, а также выявление серьезной философской и лингвистической теоретической базы к формулировке данной проблемы, которая опирается на концепцию Zeitgeist Ф. Гегеля, «контекст культуры» Б. Малиновского и «поле» М. Халлидея. В статье предпринимается попытка иллюстративно показать, как изменение семиотического ландшафта влияет на интерпретанты знаков и ценности. В связи с поставленной задачей анализируются такие разноплановые события, как трагедия в школе Сэнди Хук Элементари города Ньютаун в США; финансовый кризис, который повлёк за собой глобальную эру строгой экономии; арест известного борца за правду Джулиана Ассанджа; поиски пропавшей в Великобритании пятилетней девочки Эйприл Джоунс осенью 2012 года. В статье доказывается, что новое Время Культуры, связанное с отдельным событием, открывает путь новой модели дискурса и новым ключевым знакам, которые отражают новую интенциональность и ментальность социума. Анализ широкого материала и охват большого количества разных источников, в том числе социологических и экономических, позволяют утверждать, что статья может быть интересна не только лингвистам, но и PR-специалистам, социологам, экономистам, культурологам. Исследование основывается на анализе американского и британского медиаресурса

Страницы
1738-1753
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/19740

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).