Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Проблема самосознания и понятийного мышления в теории Выготского: в духе «Феноменологии духа» Гегеля и «Этики» Спинозы

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (8)
Авторы
Камия, Эйдзи
Контактная информация
Камия, Эйдзи:Университет Киото-тачибана 34 Yamada-cho Oyake, Yamashina-ku, Kyoto 607-8175, Japan
Ключевые слова
self-consciousness; concept; emotions; development; dialectics; самосознание; понятие; эмоции; развитие; диалектика
Аннотация

В статье раскрывается, как философии Гегеля и Спинозы связаны с самой глубиной теории Л.С. Выготского (1896-1934), которая продолжает жить как одна из современных психологических теорий. Наша мотивация такого изучения заключается в том, чтобы обогатить теорию Выготского, находящуюся незаконченной из-за краткости его жизни. Иными словами, из философии Гегеля Выготский принял не только диалектический способ мышления, но идею самосознания как осознание понятия и произвольное мышление. В теории Спинозы же он рассмотрел психофизическую проблему об эмоциях и одновременно связи «эмоций – понятии – свободы», суть которых заключает в себе «познание о себе и о своих аффектах», или самосознание. Таким образом, исходя из идей Выготского, мы находим, что два крупных философа подлинно пересекаются в идее самосознания. Это начало в таком пути обогащения теории Выготского, которое идет не только от рождения сознания к самосознанию как второму рождению человека, но и обратно – от второго к первому рождению сознания

Страницы
1769-1787
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/19743

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).