- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015 8 (11)
- Авторы
- Константинов, Д.В.
- Контактная информация
- Константинов, Д.В.:Сибирский государственный университет физической культуры и спорта Россия, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144
- Ключевые слова
- mind-body problem; subject-object opposition; being of consciousness; проблема психофизиологического дуализма; субъектно-объектная оппозиция; бытие сознания
- Аннотация
Решение проблемы психофизиологического дуализма как проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности ментального и физиологического приводит к противоречиям, если исходить из классического субъект-объектного противопоставления. Если же принять, что субъект-объектная оппозиция – это просто удобный для учёного способ говорения об явлениях этого мира, который не надо отождествлять с миром, то причину ментального события уже бессмысленно искать в физиологическом или социальном. Сама субъектно-объектная оппозиция возможна тогда, когда уже произошло событие соразмерности человека и мира – событие, в котором человек и мир определяются конечным образом и до которого ни человек, ни мир не могут быть определены. Маркером такой определённости со стороны человека и является его физиология (как и социальность, которую порой неоправданно отождествляют с духовностью), это минимум бытия сознания. Однако помимо этого минимума есть и другая сторона. Действительно, в каждом акте восприятия реализовано одномоментно (не в последовательности) два события: восприятие некой явленности (что возможно, если человек и мир уже определены, т. е. произошёл акт соразмерности человека и мира) и какого-то содержания. Содержание всегда связано с определённой идеей. Идеи, в свою очередь, можно подразделить на два класса. К первому мы относим то, что является результатом обобщения предшествующего опыта и даёт возможность упорядоченным образом говорить о явлениях окружающего мира. В свою очередь, ко второй группе можно отнести те идеи, которые дают возможность человеку каждый раз заново воссоздавать в целостном и упорядоченном виде самого себя. Эти идеи организуют человеческую жизнь в качестве человеческой, они инициируются культурой, но они – не результат обобщения. Таковы совесть, добро, нравственность, любовь и тому подобные феномены, для которых нет внешних причин – здесь условия вещи совпадают с самой вещью. Итак, биологическое в человеке (в том числе работа его мозга) – это лишь та сторона, которая характеризует минимум бытия сознания, это маркер того, что человек и мир теперь определены. Мы, воспринимая события мира, всегда находимся уже после этой определённости (или, точнее сказать, в ней), и причины любого события жизни сознания (сфера интересов онтологии) следует искать уже отнюдь не в биологии или социальности. Каждый сознательный акт целостен и самодостаточен, и основания сознания (являющиеся фактически основаниями человека) можно найти только в самом сознании
- Страницы
- 2474-2484
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/19908
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).