Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Жанр менуэта в творчестве Мориса Равеля

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016 9 (1)
Авторы
Басс, В.В.
Контактная информация
Басс, В.В.:Красноярский государственный институт искусств; Россия, 660049, Красноярск, Ленина, 22
Ключевые слова
minuet; dance prototype; choreographic pattern of dance; genre semantics; counter rhythm; figurative polyphony; stylistic multilayers; менуэт; танцевальный прообраз; хореографическая структура танца; жанровая семантика; встречный ритм; пластическая полифония; стилевая многослойность
Аннотация

Содержание статьи находится в русле одной из ключевых проблем современного музыкознания – проблемы функционирования определенного жанра в творчестве композитора, способности жанра выступать фактором, определяющим стилевую специфику. Для Мориса Равеля таким стилеобразующим фактором служит танец. На примере менуэта, занимающего особое место в музыке композитора, в статье исследуются принципы опосредования в тематизме и формообразовании сочинений Равеля хореографических и музыкальных свойств танцевального прообраза на семантическом и структурном уровнях. Эстетическое совершенство и филигранная отточенность жестов, графическая точность хореографического рисунка, диалогичность, свойственные менуэту, нашли отражение в мотивно-составном характере тематизма, периодичности синтаксиса, относительной устойчивости метра, активном использовании разнообразных способов полифонизации музыкальной ткани, исключительной роли принципа симметрии на композиционном, мелодическом, фактурном уровнях музыкальной формы. Индивидуальные особенности воплощения менуэта в различных сочинениях Равеля связаны с их стилевыми истоками и жанровым синтезом, создающими определенный образный строй

Страницы
41-54
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/20008

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).