- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016 9 (2)
- Авторы
- Обморокова, А.М.; Немаева, Н.О.
- Контактная информация
- Обморокова, А.М.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79; Немаева, Н.О.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
- Ключевые слова
- sacralization; social studies; religion; social ideals; Orthodoxy; identity; сакрализация; социальные исследования; религия; социальные идеалы; православие; идентичность
- Аннотация
This paper studies the phenomenon of a canonical orthodox icon-painting as a historically unaltered sacral space, which has operational characteristics of a sacralization system while semiotic- figurative structure of this space contains information on values of orthodox religion. А role icon-painting has played in the life of the Russian nation (in retrospective) and a part icon-painting plays in present-day social and cultural space were both studied. And finally, problems of modern icon-painting and a part icon-painting plays in formation of a positive national and religious identity, peculiarities of one’s perception of icon-painted characters were all studied in this paper. The topic covered is currently important due to sacralization of mass culture values and global desacralization (secularization) of values which are important to religious communities such as justice, generosity, conciliarism, patriotism, love, loyalty and others. Main method used is literature review of recent (up to date) studies on this topic. A critical analysis of Russian and foreign literature sources published during the last 10-15 years was carried out, with focus on system of basic cultural ideals’ sacralization. A brief review of major “sacral theories” is presented, as well as a brief review and a critical analysis of recent papers on the topic. It is inferred that the sacral art is able to resist desacralization of basic generally valid values and promote re-sacralizing of objects, which have historically lost their sacral meaning. This fact, in its turn, contributes to the establishment of generally valid values of the nation and formation of a positive national and religious identity
В статье рассматривается феномен традиционного канонического православного иконописания как исторически сложившегося и неизменного на протяжении многих веков сакрального пространства, заключающего в себе функциональные особенности системы сакрализации и несущего в своем семиотико-образном строе информацию о ценностях православной религии. Показана роль иконописи в жизни русского народа как в ретроспективе, так и в современном социокультурном пространстве. В данной работе освещаются проблемы, существующие в современной иконописи, и роль иконописи в формировании положительной религиозной и национальной идентичностей, а также особенности восприятия иконописных образов. Данная тема является весьма актуальной на фоне обширной глобализации и сакрализации ценностей массовой культуры и десакрализации ценностей, значимых для традиционных религиозных обществ, таких как справедливость, свобода, жертвенность, соборность, патриотизм, любовь, верность и др. Основной метод – обзор существующих современных исследований по данной проблематике. Сделан критический анализ отечественных и зарубежных литературных источников, изданных за последние 10-15 лет, особое внимание уделено исследованиям системы сакрализации базовых идеалов культуры русского народа. Произведен краткий обзор основных теорий «сакрального», а также краткий обзор и критический анализ статей современных исследователей заданной области. Сделан вывод, что сакральное искусство способно противостоять десакрализации базовых общезначимых ценностей и способствовать ресакрализации объектов, ранее утративших свой сакральный смысл. Что, в свою очередь, способствует становлению общезначимых духовных ценностей народа и формированию позитивной национальной и религиозной идентичности
- Страницы
- 394-405
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/20101
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).