Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Искусство и действительность в постмодернистской парадигме Абрама Терца: «Ситуации жизни» и «Ситуации искусства»

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016 9 (5)
Авторы
Шоманова, Г.К.
Контактная информация
Шоманова, Г.К.:Павлодарский государственный университет, им. С. Торайгырова Казахстан, 140000, Павлодар, ул. Ломова, 60
Ключевые слова
Abram Tertz; postmodernism; “ fantastic realism”; “duality”; futility; schizo-discourse; prison prose; mystification; genre transformation; Абрам Терц; постмодернизм; фантастический реализм; двойственность; бесплодие; шизодискурс; тюремная проза; мистификация; жанровая трансформация
Аннотация

В творчестве А. Терца (А.Д. Синявского) 60-х годов развивалась постмодернистское представление вопроса искусства и отношения к действительности, которому предшествовали литературно-критические работы. В статье выявляются особенности постмодернистской парадигмы «искусство и реальность», а также ее влияние на жанровую стратегию Терца. Рассматриваются истоки сквозной цитатности как в книге «Голос из хора», так и в поэтике книг «Прогулки с Пушкиным» и «В тени Гоголя». Предметом статьи является влияние «фантастического реализма» писателя на произведения, посвященные искусству. Анализируется двойственность героя, эстетика страшного и ужасного, готического, жанровая тактика, авантюрные сюжеты как основные принципы «фантастического реализма» или поэтика «шизодискурса». Освещается типология «маленького человека» 60-х годов. Демонстрируется влияние тюремного опыта Терца на понимание и представление искусства. Автор установил методику создания вторичной реальности (пародируя концепции постструктурализма). В статье характеризуется особенность мистификации автора и методы имитационного высокого стиля. Выявляется соотношение между идеей бесплодности художественной и нормативной поэтики, что объясняет доминирование гротескной физиологии. Суть двойственности в поэтике Терца рассматривается в аспекте аберрации и автобиографизма. Как символы жанровой трансформации, фрагментарный характер письма, методика систематизации характеризуются принадлежностью к тюремной прозе. Поэтика постмодернизма с ее рецептивным характером анализируется в контексте литературной игры

Страницы
1239-1248
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/20273

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).