Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Феномен искусства череповидных личин петроглифов Нижнего Амура

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016 9 (6)
Авторы
Лапшина, З.С.
Контактная информация
Лапшина, З.С.:Хабаровский государственный институт культуры Россия, 680045, Хабаровск, ул. Краснореченская, 112
Ключевые слова
primitive art; Lower Amur; skull-type masks; petroglyphs of the Amur and the Ussuri rivers; worldview; cosmos; первобытное искусство; Нижнее Приамурье; череповидные личины; петроглифы в бассейнах рек Амур и Уссури; картина мира; Вселенная
Аннотация

В бассейне Нижнего Амура расположены памятники наскального искусства. Основной их при- знак – череповидные личины. Семантическое содержание артефактов позволяет расценивать их как атрибуты ритуалов тайных мужских союзов. На рубеже каменного века и ранних ме- таллов в социумах утверждалась власть мужчин и патрилинейное родство; была изменена древняя модель мира; в сознании закреплялась значимость нижней сферы и неизбежность смерти. Власть утверждалась ритуалами с человеческими жертвоприношениями с канни- бализмом. На руководителе мистерий была маска-череп в лучах, её наносили на камни как средоточие силы духа-людоеда и называли «столбом людоеда». Это прослежено в обрядах, фольклоре и петроглифах индейцев Канады и Северной Америки. Тема людоедства содержит- ся и в мифах аборигенов Амура. В статье изложена концепция идеограммы «столб людоеда» в петроглифах Нижнего Амура. Она трактована как модель мира. В Америку эти традиции могли занести мигранты из района Амура

Страницы
1320-1332
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/20332

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).