Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Варьирование типов субъектной организации научно-популярной онлайн-статьи как способ вовлечения читателя в ее предметное содержание

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016 9 (7)
Авторы
Ильина, Д.В.
Контактная информация
Ильина, Д.В.:Новосибирский государственный университет Россия, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2
Ключевые слова
popular scientific sphere of communication; popular scientific article; communication; communicative situation; point of view; authorization; addressing; научно-популярная сфера общения; научно-популярная статья; коммуникация; коммуникативная ситуация; точка зрения; авторизация; адресация
Аннотация

В статье описаны механизмы авторизации и адресации, участвующие в создании эффекта включённости читателя во взаимодействие с лингвистическим объектом (объектом научно-популярной лингвистической статьи). Данный приём рассмотрен как средство реализации вспомогательной задачи научно-популярного текста – пробуждения и поддержания интереса читателя. Зафиксированы два способа представления лингвистического объекта: как отчуждённого от коммуникантов и прагматической ситуации (традиционный) и как включающего их в себя. Последний видится более эффективным для выполнения задачи текста. На примере научно-популярной статьи лингвистической тематики продемонстрирована методика анализа взаимодействия участников прагматической ситуации и персонажей текста (субъектной организации текста), в результате которого: (1) описаны типы такого взаимодействия (объектный, при котором взаимодействие не происходит, и несколько разновидностей субъектного типа, при котором автор и прагматический адресат выступают потенциальными референтами разных типов персонажей); (2) выявлены средства авторизации и адресации, дающие возможность читателю соотнести себя и автора с персонажами текста, и (3) сделана попытка ранжировать эти средства по вероятности этого соотнесения, которое чаще оказывается потенциальным, а не эксплицированным

Страницы
1594-1604
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/20413

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).