Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Высшее образование в России: вызовы XXI века

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2011 4 (1)
Авторы
Ефимов, В.С.; Лаптева, А.В.
Контактная информация
Ефимов, В.С. : Сибирский федеральный университет , 660041 Россия, Красноярск, пр. Свободный, 82; Лаптева, А.В. : Сибирский федеральный университет , 660041 Россия, Красноярск, пр. Свободный, 82 , e-mail:
Ключевые слова
высшее образование; постиндустриальный переход; кризис образования; социально-антропологический проект; Higher education; post-industrial transition; the crisis of education; socio-anthropological project
Аннотация

В статье обозначены политико-социальные и экономико-технологические трансформации, демографические, культурные процессы, которые задают рамки для реформ образования, проводимых во многих странах мира. Понимание глубины и масштабов происходящих процессов является необходимой основой выработки стратегии развития российского образования. Обсуждается вопрос о будущей модели российского высшего образования, о реализуемом через образование социально-антропологическом проекте, и правильный ответ - это шанс для российского образования и страны в целом. Важнейшими для образования являются постиндустриальный переход и «завершение» социально-антропологического проекта «Просвещение», послужившего в свое время основой массовых образовательных практик. На смену проекту«Просвещение»- «Человек знающий» - приходят альтернативные социально-антропологические проекты: «Человек-оператор», «Человек креативный», «Человек мобильный». Данные социально-антропологические проекты будут в значительной степени определять содержание и форматы образования в мире в ближайшие 20 лет. Обсуждаются особенности социально-экономического контекста существования высшей школы в России. В результате реформ 90-х годов, «сжатия» индустриального сектора экономики и расширения сектора торговли и услуг система образования, рассчитанная на кадровое и управленческое обеспечение средне- и высокотехнологичной индустриальной экономики, оказалась избыточной. Одновременно вхождение в мировое информационно- культурное пространство сформировало в обществе, особенно в молодежной среде, ценности «общества потребления» и образовательные установки, характерные для «информационного общества» (в том числе установки на высшее образование как необходимый этап жизненного пути). Представлены сценарные варианты развития высшей школы в России. Основной «линией разлома», относительно которой будут определяться сценарии трансформации российского высшего образования, является разрыв между экономикой страны (потребностью в кадрах) и системой подготовки кадров (структурой, содержанием и форматами образования). Данный разрыв обусловливает высокую степень «фиктивности» и «фальсификации» образования.

Страницы
143-154
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2157

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).