Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Право на доступ к информации о деятельности публичной администрации в России и Германии: конституционные и законодательные пределы

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016 9 (9)
Авторы
Гриценко, Е.В.; Бабелюк, Е.Г.; Проскурякова, М.И.
Контактная информация
Гриценко, Е.В.:Санкт-Петербургский государственный университет Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9; Бабелюк, Е.Г.:Санкт-Петербургский государственный университет Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9; Проскурякова, М.И.:Санкт-Петербургский государственный университет Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9
Ключевые слова
right of access to information on the public administration activities; the principle of openness and transparence (transparency) of the public authority; protection of restricted access information; a weighing interests‘ method; право на доступ к информации о деятельности публичной администрации; принцип открытости и прозрачности (транспарентности) публичной власти; защита информации ограниченного доступа; метод взвешивания интересов
Аннотация

В статье в сравнительном аспекте анализируются конституционные и законодательные основания права на доступ к информации в сфере публичного управления в России и Германии, раскрываются его содержание и ограничения. Обосновывается тезис о том, что на интерпретацию указанного права в национальных правопорядках существенное влияние оказывает международное и наднациональное правовое регулирование, при этом степень проникновения такого регулирования в России несколько ниже, чем в Германии. Право на доступ к информации в сфере публичного управления предлагается рассматривать как имеющее двойственную природу – право, гарантирующее свободу личности (status negativus), и право на участие в управлении делами государства (status activus). Такой подход к пониманию природы права на доступ к информации в сфере публичного управления дает основания для более широкого понимания информационных притязаний гражданина, не ставя их удовлетворение в зависимость от того, затрагиваются ли запрашиваемой информацией права гражданина или нет. Сравнительный анализ конституционных гарантий права на доступ к информации показывает, что в российской Конституции они представлены шире по сравнению с немецким Основным законом, гарантирующим каждому беспрепятственное получение информации только из общедоступных источников. В связи с этим доступ к информации в сфере публичного управления, учитывая ее внутриадминистративный, служебный характер, оказался за рамками конституционных гарантий. В то же время законодательная и правоприменительная интерпретация гарантий рассматриваемого права в Германии идет в сторону их постоянного расширения, тогда как в России и законодательная, и судебная практика не дополняют и не расширяют конституционные гарантии, а конкретизируют их в части установления ограничений права на доступ к информации. Сравнение ограничений рассматриваемого права в законодательстве России и Германии свидетельствует о наличии дефицита правовой определенности российского законодательного подхода. Более того, российский подход в части установления и судебной интерпретации ограничений права на доступ к информации о деятельности публичной администрации отличается односторонностью, которая выражается в абсолютизации идеи защиты любой информации ограниченного доступа. В связи с этим использование немецкого опыта применения метода взвешивания интересов при разрешении конфликтов между правом на доступ к информации и иными конституционными правами заслуживает особого внимания в целях совершенствования российского законодательства и судебной практики в рассматриваемой сфере

Страницы
2202-2222
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/21647

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).