Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Аспекты «русскости» в философско-художественном концепте творчества Ивана Бунина

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2011 4 (3)
Авторы
Карлова, О.А.
Контактная информация
Карлова, О.А. : Сибирский федеральный университет, Россия 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82 , e-mail:
Ключевые слова
русская литература; ментальность; русскость; рефлексия; синэстетичность; интертекстуальность; реализм; символизм; модернизм; Russian literature; mentality; Russianness; reflection; sinaesthetics; intertextuality; realism; symbolism and modernism
Аннотация

Статья посвящена философским вопросам национальной идентичности в творчестве русского поэта и писателя Ивана Бунина, исследованию феномена «константа русской души» в контексте его произведений, уточнению аспектов «русскости» жанровых и стилистических особенностей его прозы и поэзии, а также в целом бунинского творческого почерка. Рефлексия природы, которой сопутствует звучащая тишина, является главной приметой поэзии Ивана Бунина. Человек у Бунина - сосуд рефлексии природы, орган ее мысли и переживания. Именно мир природы, образы которого занимают 74% всех художественных описаний Бунина, - и есть для него мир высшей гармонии бытия. Другим типично русским аспектом творчества Ивана Бунина является его синэстетичность. Бунинские тексты, особенно поэтические, прежде всего удивительно живописны. Можно сказать, что это поэзия тысячи красок - но красок, строго отобранных и философски закодированных. Живописность поэзии и прозы Бунина не имеет аналогов в русской литературе: при среднем использовании в текстах на 10 тысяч слов 70-90 цветообразований, только Бунин использует 190 красок. В то же время красочная роскошь бунинского языка, по утверждению Владимира Набокова, достигается прежде всего его звукописью, ритмикой, лаконизмом и высочайшей плотностью стиха. Пропуская впечатления через призму своего концепта, мастер создает интегральный образ повышенной жизни, стремится к изображению ее страстного накала, к достижению превосходной степени бытия. Рамкой философского мышления писателя является целое бытия. В эту рамку вписаны все его стихи, сюжеты, мотивы, рассказы. Все связано со всем, взаимопроникаемо, все имеет смысл лишь по отношению к целому. Это не только древняя логика мифокосмоса, характерная для русских философов и литераторов разных эпох, это еще и мужество мыслителя оперировать понятиями «вечность», «космос», «жизнь» и «смерть». Любовь мужчины и женщины, одержимых жизнью и завороженных смертью, у Бунина вечна, трагична и мистериальна. Современники Бунина часто говорили о «перепевах» и эпигонстве в его творчестве. Ю.М. Лотман открыл новую эпоху в буниноведении, заговорив о бунинском модернистском желании «переписать» русскую литературу в ее художественных образцах. Бунин - реалист лишь по художественной манере, хотя именно среди писателей-реалистов XIX века он чувствовал себя своим. Но его бытописание антинатуралистично, избирательно и символично. И в этом своем антиреалистическом бытописательстве Бунин был абсолютно оригинален. Еще один аспект «русскости» художественного концепта Бунина - память. Она становится перекрестком всех мотивов его творчества. Сам Бунин выражает сущность своего творчества в словах, которые максимально полно охватывают грани «повышенной искусством» жизни: «Мы живем всем тем, чем живем, лишь в той мере, в какой постигаем цену того, чем живем. Обычно эта цена очень мала: возвышается она лишь в минуты восторга - восторга счастия или несчастия, яркого сознания приобретения или потери; еще в минуты поэтического преображения прошлого в памяти». На эти и другие экзистенциональные, смысложизненные вопросы ответы давала русская культура. И ответы эти были таинственно-мистериальные, духовно-языческие, светло- печальные, трагически-мажорные. Возможно, это и есть вопросы и ответы пограничья цивилизаций.

Страницы
315-322
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2256

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).