Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Реструктуризация энергетического сектора и социальное распределение в переходных экономиках Восточной Германии и Польши

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2011 4 (3)
Авторы
Григориадис, Т.Н.
Контактная информация
Григориадис, Т.Н. : Греческий Фонд Европейских и Внешнеполитических Исследований , Греция 10676, Афины, Проспект Вас. Софияс, 49 , e-mail:
Ключевые слова
энергетика; реструктуризация; приватизация; социальное распределение; Восточная Германия; Польша; Tройханд; минимум общественной собственности; energy; restructuring; privatization; social distribution; East Germany; Poland; Treuhand; public ownership minimum
Аннотация

В статье анализируются политические и экономические аспекты реструктуризации энергетического сектора в Восточной Германии и Польше с точки зрения социального распределения. Ее цель двояка: с одной стороны, она обеспечивает аналитическую дихотомию между регулирующей и процедурной реструктуризацией, с другой - между горизонтальной и иерархической. Таким образом, можно объяснить различные пути реформирования энергетических отраслей Восточной Германии и Польши. Замена центрального и законного правительства Тройхандом в Восточной Германии, а также центральная координирующая роль правительства в случае Польши являются ключевыми показателями этих концептуальных отличий. Постсоциалистические энергетические компании рассматриваются как механизмы социального распределения, реструктуризация которых определяется минимумом общественной собственности. Вопреки Тройханду, который стал институциональной основой для передачи энергетического сектора бывшей ГДР на множество дочерних западногерманских корпораций, польское министерство приватизации предпочло поддерживать экономическую справедливость, а не разрешить проведение полной приватизации в энергетической отрасли страны. Кажется, частные организации или государственные институты, которые связаны с корпоративными интересами, имеют меньше стимулов для сохранения этого минимума общественной собственности, чем центральное правительство. В энергетических секторах переходных экономик, сохранение минимума общественной собственности, а не полная приватизация является необходимым условием социального распределения.

This article analyzes the politicаl economy of energy restructuring in East Germany and Poland from the perspective of social distribution. Its purpose is two-fold: on the one hand, it provides analytical dichotomies between regulatory vs. procedural and horizontal vs. hierarchical restructuring to explain the different paths in the liberal transformation of the energy industry in East Germany and Poland. The substitution of a central and legitimate government by Treuhand in the East German case as well as the central coordinating role of the government in the Polish case constitute the key indicators for these conceptual distinctions. On the other hand, post-socialist energy firms are treated as social distribution mechanisms, whose restructuring is defined by a public ownership minimum. Contrary to Treuhand, which functioned as an institutional sponsor for an ethnically-driven transfer of the East German energy sector to a set of subsidiaries of West German corporations, the Polish Ministry of Privatization preferred to adopt the equity constraint rather than regulate its energy policy preferences through the private sector. Private organizations or semi-legitimate public agencies captured by corporate interests have no incentive to maintain the public ownership minimum as the central government can. The existence of distributive energy firms implies distributive energy bureaucracies; the preservation of a public ownership minimum rather than inter-elite privatization contracts is a prerequisite for energy-driven distribution in post-socialism.

Страницы
410-425
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2257

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).