Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Саха и эвенки: основы единого концептуального пространства

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016 9 (10)
Авторы
Афанасьева, Е.Н.; Иванова, Р.П.
Контактная информация
Афанасьева, Е.Н.:Политехнический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Мирном Россия, 678170, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Тихонова, 5/1; Иванова, Р.П.:Политехнический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Мирном Россия, 678170, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Тихонова, 5/1
Ключевые слова
Evenk; Sakha; Altaic languages; concept; linguistic contacts; epic; mythology; Yakutia; алтайские языки; якутский язык; эвенкийский язык; эпос; концепт; когнитивная система; языковые контакты
Аннотация

Многие исследователи объясняют общность алтайских языков как результат языковых контактов. В статье рассматриваются связи между эвенкийской и якутской лингвокультурами. В результате многовековых контактов и соседства у этих народов сформировалась единая концептуальная система мировосприятия. В мифологической картине мира основу мироздания составляет триада небо-человек-земля. В эпической поэзии Саха Вселенная представлена в виде исполинского дерева Аал Луук Мас, на котором расположены три среды существования человека, верхний, средний и нижний миры. Небо является средой обитания не только небожителей, но и некоторых злых духов. В среднем мире обитают люди айыы. Нижний мир населяют племена абааhы (злые духи). Жизнь на Земле зависит от расположения небесных духов, а от обитателей нижнего мира исходит угроза для жизни людей. Земля и небо составляют единое целое, небо как духовное начало, а земля как материальная сущность, зависящая от неба. В эвенкийском эпосе вселенная Буга состоит из трех уровней: верхний мир Угу Буга, средний мир Дулин Буга (или Сивир), нижний мир Хэргу Буга. Верхний мир описывается как страна вечного лета, тепла и благополучия. В нем обитает божество Сэвэки – творец среднего мира. Богатыри среднего мира в поисках невест поднимаются на верхний мир, где обитают дочери Солнца (Дылача Хунадин), Луны и созвездий (Бега Хунадин). Буга означает также верховное существо, управляющее силами природы, жизнью тайги, животных и человеческого рода

Страницы
2298-2304
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/26359

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).