Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Стиль модерн и открытие деревянной архитектуры Русского Севера: роль фотографии

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016 9 (10)
Авторы
Брумфильд, У.К.
Контактная информация
Брумфильд, У.К.: Университет Тулейн Новый Орлеан, Луизиана, США
Ключевые слова
Wooden architecture; Abramtsevo; Viktor Hartmann; Ivan Ropet; Vasilii Polenov; Viktor Vasnetsov; Konstantin Korovin; Sergei Maliutin; Talashkino; style moderne; neo-Russian style; Sergei Diagilev; Igor Grabar; Ivan Bilibin; Fedor Shekhtel; international expositions; деревянное зодчество; Абрамцево; Виктор Гартман; Иван Ропет (Петров); Василий Поленов; Виктор Васнецов; Константин Коровин; Сергей Малютин; Талашкино; стиль модерн; неорусский стиль; Сергей Дягилев; Игорь Грабарь; Иван Билибин; Федор Шехтель; международные выставки
Аннотация

В девятнадцатом веке повышенный интерес вызывает «отсталость» деревянного зодчества допетровской России, когда российские интеллектуалы и художники начинают поиски ис- токов, прообразов и аутентичности в родной культуре. Широко распространяются и публикуются гравюры традиционных конструкций. Среди первых художников, которые распознали в деревянном просторечии стилистическое вдохновение, были Виктор Гартман и Иван Ро- пет, оба они работали в Абрамцево в начале 1870-х гг. Другие художники Абрамцево–Василий Поленов, Виктор Васнецов, Константин Коровин и в некоторой степени Александр Головин– представили свою живописную концепцию массы и пространства в архитектоничной фор- ме. Возрождение ремесел и использование народных мотивов демонстрируют слияние целей и понимания между художниками, декораторами и архитекторами на рубеже веков. Логиче- ская связь между материалом и структурой в средневековых или народных традициях допе- тровской русской архитектуры была эстетически истолкована в неорусском варианте стиля модерн, который распространился в начале двадцатого века по всей России. В этой области особое значение имеет работа Сергея Малютина. В статье рассматривается решающая роль, которую сыграла фотография на рубеже веков в представлении форм традиционной деревянной архитектуры российской общественности и самого архитектора. Особое значе- ние имело издание многотомной истории русского искусства Игоря Грабаря, первая часть ко- торой была посвящена допетровской архитектуре, в том числе деревянным церквям Севера, запечатленным на фотографиях такого художника, как Иван Билибин. Статья завершается обсуждением работы Федора Шехтеля в контексте фотографий традиционной деревянной архитектуры-

Страницы
2383-2397
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/26367

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).