Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Орнаментальное искусство коренных народов Арктики: традиции и современность (на примере эвенов и эвенков)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2016 9 (10)
Авторы
Варавина, Г.Н.
Контактная информация
Варавина, Г.Н.: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Россия, 677027, Якутск, Республика Саха (Якутия), ул. Петровского, 1
Ключевые слова
indigenous peoples of the Arctic; Northern nomads; Evens; Evenki; traditional world outlook; cultural heritage; traditional ornament; symbolical language of culture; ornament semantics; коренные народы Арктики; северные кочевники; эвены; эвенки; традиционное мировоззрение; культурное наследие; традиционный орнамент; символический язык культуры; семантика орнамента
Аннотация

В статье рассматриваются орнаментальные традиции коренных народов Арктики. Дается общая типологическая характеристика традиционного орнамента северных тунгусов – эвенов и эвенков. Они испокон веков уникальные представители северных кочевых народов, являют собой северо-восточное подразделение собственно тунгусов, относятся к сибирско-маньчжурской этногенетической ветви. В процессе длительного исторического развития северные народы создали множество памятников декоративного искусства, составляющих в настоящее время часть уникального культурного наследия циркумполярного региона, внесших совокупный вклад в сокровищницу мировой культуры. Циркумполярная культура кочевников развила разветвленную систему гармоничного существования природы и человека. Эти знания северных кочевников передавались из поколения в поколение через памятники культуры и искусства, которые являются уникальными образцами декоративно-прикладного искусства этноса. Образный «язык» орнамента северных народов богат и многогранен, вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой. Тунгусский орнамент – одно из явлений национальной культуры эвенов и эвенков, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Специфика тунгусского орнамента заключается в том, что он выражение их кочевой культуры, традиционного образа жизни и своеобразной картины мира. Он отличается художественно-стилистическими особенностями и сакрально-семантическим содержанием. Их орнаментальные мотивы считались сакральными, они были призваны выполнять функции оберега. Следует отметить, что орнаментика является одним из наиболее самобытных элементов этнической культуры, который подвержен изменениям в намного меньшей степени, чем предметы повседневного использования. Однако тунгусский орнамент, в частности эвенов и эвенков Якутии, остается малоизученной областью, которая не получила всестороннего и глубокого анализа, особенно в семиотическом и лингвистическом планах, поэтому эта работа поднимает действительно актуальную проблему. Кроме того, в условиях растущего интереса к культуре автохтонных этносов, их истории и ценностям традиционный орнамент возможно отнести к «сырьевым ресурсам будущего». В настоящее время широко распространяется сфера применения форм, композиций и элементов традиционной орнаментики в различных областях культуры. Например, при создании товарных знаков, в дизайнерских и оформительских работах и т.д. Так, в Бурятском институте естественных наук создается компьютерная база данных традиционного орнамента монголоязычных народов, которая становится своеобразной энциклопедией символов, и с помощью которой можно будет моделировать новые узоры, используя существующие прототипы. Поэтому традиционная орнаментика на современном этапе не исчерпала возможностей дальнейшего развития и сегодня. Важно отметить, что традиционная орнаментальная культура коренных малочисленных народов Севера и Сибири, в основе которой лежит мифологическое мышление, мировоззрение кочевников, всегда остается актуальной темой

Страницы
2525-2530
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/26384

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).