Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Меланхолия в истории искусства: скорбь или ностальгия?

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2012 5 (1)
Авторы
Южакова, Е.В.
Контактная информация
Южакова, Е.В. : Уральский федеральный университет , Россия 620083, Екатеринбург, ул. Ленина, 51
Ключевые слова
methodology of art history; melancholy; nostalgia; методология истории искусства; меланхолия; ностальгия
Аннотация

Статья отражает некоторые аспекты более широкой работы о понятии меланхолии, используемом в современной истории искусства. Начав с исследования историографии гравюры «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера, автор обнаружил, что само понятие меланхолии стало часто используемым тропом в современной теории. Наиболее яркий пример того - противоречивая концепция Майкл Энн Холли истории искусства как меланхолической дисциплины - стал предметом данной статьи. Теория Холли вызывает несколько вопросов: какова методологическая основа ее рассуждений, есть ли какие-либо концепции, оказавшие влияние на ее теорию, и действительно ли это меланхолия, а не что-либо другое, присущее истории искусства. Отвечая на эти вопросы, автор данной статьи обращается к философии истории, а именно, работам Франка Анкерсмита и Питера Фрицше, которые концептуализировали понятие ностальгии в своих исследованиях. Этот контекст позволяет представить гипотезу о том, что тенденции соседней дисциплины могли оказать влияние на рассуждения Холли и вдохновить ее на использование похожего тропа в собственной области. Анализируя эффективность использования Холли фрейдистского определения меланхолии и обращаясь к понятию ностальгии в том виде, как оно разработано философией истории, автор приходит к заключению, что происхождение меланхолии дисциплины Холли в действительности ностальгическое.

Страницы
136-140
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2644

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).