Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Вербализация знаний в испанском научно-техническом тексте

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2017 10 (1)
Авторы
Попова, Т.Г.
Контактная информация
Попова, Т.Г.: Российский университет дружбы народов Россия, 115419, Москва, ул. Орджоникидзе, 3
Ключевые слова
intertextuality; science text; discourse; new; old and precedent knowledge; discursive markers; интертекстуальность; научный текст; дискурс; новое знание; старое знание; прецедентное здание; дискурсивные маркеры
Аннотация

Интеграция нового, старого и прецедентного знания определяется универсальным построением научного текста. Новое знание, вербализированное на плоскости текста, представляет собой развернутую композиционную речевую структуру, репрезентирующую предметное содержание полученного знания. Вербализированное новое знание является смысловым стержнем всего текста в его основных фазах – проблемы, идеи, гипотезы, доказательства, вывода. Старое знание возникает на пересечении двух контекстов – «своего» и «чужого». Старое знание демонстрирует истории вопроса, способы решения научной проблемы, выражает связь с предшествующими концепциями, эксплицирует принадлежность автора к той или иной научной школе, воспроизводит чужое высказывание. Типы текстовой репрезентации старого знания определяются когнитивными и коммуникативными функциями. Вербальными маркерами ввода старого знания служат глаголы речи и мысли для чужого высказывания. Прецедентное знание можно рассматривать как один из механизмов формирования и сохранения научной традиции. Эти не просто знаки целых текстов, которым они эквивалентны по смыслу, а значимые личностные знаки, на что указывают содержащиеся в них антропонимы. Появление прецедентных контекстов в научных публикациях свидетельствует об антропоморфизации и персонификации науки, т.е. имя ученого – субъекта прецедента – в какой-то момент начинает отождествляться с его концепцией, входит в “золотой фонд” науки и становится знаком самого научного знания. В гносеологическом плане прецедент является типичным приемом сжатия старого знания с целью его сохранения, уплотнения и дальнейшего научного накопления

Страницы
89-98
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/30762

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).