Журнал СФУ. Гуманитарные науки / «Эффект запятой» при чтении предложений с синтаксической неоднозначностью на русском языке

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2017 10 (1)
Авторы
Власов, М.С.; Трофимова, Е.Б.; Трофимова, У.М.
Контактная информация
Власов, М.С.: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина Россия, 659333, Бийск, ул. Короленко, 53; Трофимова, Е.Б.: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина Россия, 659333, Бийск, ул. Короленко, 53; Трофимова, У.М.: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина Россия, 659333, Бийск, ул. Короленко, 53
Ключевые слова
Russian language; syntactic ambiguity; relative clause attachment; early closure; late closure; priming; reading aloud; speech tempo; comma effect; русский язык; синтаксическая неоднозначность; присоединение определительного придаточного; раннее закрытие; позднее закрытие; прайминг; чтение вслух; темп прочтения; эффект запятой
Аннотация

Влияют ли пунктуационные знаки на удобочитаемость предложения? Для экспериментального исследования данного вопроса целесообразно использовать предложения с синтаксической неоднозначностью. Например, испытуемым предлагается решить конкретную коммуникативно-прагматическую проблему – выявить вершину определительного придаточного при его отнесении к одному из имен сложной именной группы (ИГ) в главной клаузе. В данном случае возможны две стратегии: предпочтение раннего закрытия (придаточное присоединяется к первому имени ИГ) и позднего закрытия (придаточное присоединяется ко второму имени ИГ). Наше экспериментальное исследование позволило установить «эффект запятой» (на границе главной и придаточной клаузы) на уровне индивидуальных стратегий интерпретации и темпа прочтения предложений в разных контролируемых условиях

Страницы
124-133
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/30766

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).