- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (4)
- Авторы
- Тулякова, Н.А.
- Контактная информация
- Тулякова, Н.А.: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Россия, 190008, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16
- Ключевые слова
- literary legend; legend collections; Gottfried Keller; Charles de Coster; Gustavo Adolfo Bécquer; литературная легенда; циклы легенд; Г. Келлер; Ш. де Костер; Г.А. Беккер
- Аннотация
В статье анализируются особенности циклов легенд в европейской литературе середины XIX века на примере швейцарского, испанского и бельгийского вариантов. После краткого обзора истории возникновения легенды как жанра в европейской литературе сопоставляются три цикла – «Семь легенд» Киллера, «Легенды» Беккера, «Фламандские легенды» де Костера. Рассматриваются соотношение текста и фольклорного / агиографического претекста, конфликт, хронотоп, композиция, тип персонажа. Сделан вывод о том, что для всех трех циклов характерно одинаковое понимание жанра как рассказа о столкновении личности и установленной системы ценностей. В «Семи легендах» эта система естественна для людей, но осуждается христианством. Протагонист проходит через ряд испытаний, чтобы вернуться к семейным ценностям. В «Легендах» установленный порядок представлен в форме суеверия, на которое протагонист не обращает внимания, что приводит к трагическим последствиям. Во «Фламандских легендах» протагонист нарушает моральную или этическую заповедь, но счастливо избегает наказания, осознав свою ошибку. Циклы, созданные в эпоху позднего романтизма в малых европейских литературах, представляют собой различные аспекты романтической философии: романтическую иронию (Келлер), тягу к сверхъестественному (Беккер), отношение к истории (де Костер)
- Страницы
- 504–514
- DOI
- 10.17516/1997-1370-0032
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/30783
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).