Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Образ Лирического героя Четвертой симфонии Д. Шостаковича в свете идей христианской антропологии

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2017 10 (8)
Авторы
Найко, Н.М.
Контактная информация
Найко, Н.М.: Красноярский государственный институт искусств Россия, 660049, Красноярск, ул. Ленина, 22
Ключевые слова
D. Shostakovich’s Symphony No. 4; lyrical hero in music; Симфония № 4 Д. Шостаковича; Лирический герой в музыке
Аннотация

Герой Четвёртой симфонии Д. Шостаковича – одного из наиболее трагических и ярко экс- прессивных сочинений – является своеобразным художественным двойником автора. Инто- национными средствами композитор моделирует в музыке личность, наделённую как общече- ловеческими, так и индивидуальными, присущими личности самого композитора, качествами. Применение понятий христианской антропологии позволяет осмыслить природу человека, воплощенного в образе Лирического героя Четвёртой симфонии Шостаковича. Результаты интонационного анализа позволяют сделать вывод о том, что интуиции божественного про- исхождения человека, его духовной природы составляют смысловое ядро немногочисленных и кратких лирических эпизодов симфонии. Однако основные силы души Лирического героя ис- кажены и ослаблены, и такая нецельность делает его уязвимым для враждебного мира. Пре- творение этих идей обусловливает ряд драматургических и композиционных особенностей Четвёртой симфонии. При этом характеризующие Героя музыкальные темы обнаруживают единый интонационный «стержень», неизменность которого символизирует наличие в душе Лирического героя неуничтожимого ядра и его неподвластность духовной смерти

Страницы
1196-1208
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/34165

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).