Журнал СФУ. Гуманитарные науки / “Проблема финала” в симфонии № 10 Д. Шостаковича сквозь призму приёмов композиторской работы с жанровым материалом

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2017 10 (8)
Авторы
Найко, Н.М.
Контактная информация
Найко, Н.М.: Красноярский государственный институт искусств Россия, 660049, Красноярск, ул. Ленина, 22
Ключевые слова
Symphony No. 10 by Shostakovich; musical thematism; collage technique; author’s irony in music; Симфония № 10 Шостаковича; музыкальный тематизм; коллажная техника; авторская ирония в музыке
Аннотация

В результате анализа партитуры финального аллегро симфонии № 10 Д. Шостаковича автор статьи выявляет множество тематических элементов, с которыми работает композитор. Различные по своей жанровой природе мотивы, ритмические, аккомпанементные формулы и условно изобразительные фигуры используются как автономные единицы, образующие различные комбинации по вертикали и по горизонтали. Посредством структурных, фактур- ных, гармонических «деформаций» создается эффект разорванности музыкальной ткани, нескоординированности жанровых и тематических элементов, механического перечисления слагаемых. Обращаясь к «официозному» музыкальному языку, «затёртым» интонационным «штампам», композитор сознательно моделирует алогичный процесс, что является способом выражения авторской позиции

Страницы
1209-1223
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/34166

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).