Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Русский европеец: случай Михаила Шишкина

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2017 10 (9)
Авторы
Михайлова, Г.П.
Контактная информация
Михайлова, Г.П.: Вильнюсский университет Литва, LT-01513, Вильнюс, ул. Университетская, 3
Ключевые слова
European ideas; philosophy of dialogue; ethical values national identity; self-identification; Европейская идея; философия диалога; этические ценности; национальная идентичность; самоидентификация
Аннотация

Понятие и понимание «русского европейца» связаны с определениями Европы как идеи и как идентичности. Представление о Европе как символе и колыбели духовных, этических и правовых ценностей присуще ментальности как России, так и Центральной и Восточной Европы. Поэтому есть возможность сравнить модели поведения и образ мысли, а также временные периоды кризиса самоидентификации эмигрировавших «европейцев» Шишкина и Чеслава Милоша, столкнувшихся с Западной Европой. Оберегая русскую национальную идентичность, Шишкин, оказавшись в Швейцарии, обратился к дискурсивной позиции, которую можно обо- значить как «наследие культурных форм», и написал литературно-исторический путеводитель и сборник эссе, посвященные русским «местам памяти» в Швейцарии. Что касается публицистики, то предлагаемый Шишкиным «рецепт» для перемен и возрождения России – «Информация. Просвещение. Смягчение нравов. Свободное слово» – достаточно традиционен для русских «западников». В статье подчеркивается, что в основе «рецепта» лежит философия диалогической природы человеческого бытия, тесно связанная с идеей свободы и с этикой диалогического персонализма, основанной на категориях ответственности, обязательств, симпатии и сострадания. Важно, что именно сострадание является нервом большой и малой прозы Шишкина. Утверждая диалогические отношения с западной цивилизацией и культурой и убедившись в невозможности «диалога с государством», Шишкин, как некогда Набоков, выводит гражданское служение писателя за пределы художественной прозы, но оставляет за собой право критической рефлексии и комментария в жанре публицистики. Очевидно желание Шишкина отождествить себя с космополитичной культурной элитой. Поэтому его суждения о «другой России» и своей принадлежности к ней подразумевают, прежде всего, культурную оппозицию; его позиция – это позиция индивидуального самоопределения художника, принцип гражданского партикуляризма, гармонично сочетающийся c космополитизмом и «умным национализмом»

Страницы
1368-1381
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/34779

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).