Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Неосентиментализм Л.С. Петрушевской сквозь призму слезного и смехового катарсисов

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2018 11 (9)
Авторы
Кубасов, А.В.
Контактная информация
Кубасов, А.В.: Уральский государственный педагогический университет Россия, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
Ключевые слова
neo-sentimentalism; discourse; catharsis through tears and laughter; intertext; L.S. Petrushevskaya; неосентиментализм; дискурс; слезный и смеховой катарсисы; интертекст; Л.С. Петрушевская
Аннотация

Первое рассматривается как личностное качество, второе – как литературное направление, а третье – как дискурс, корнями связанный с первым и вторым понятиями. Отличительной чертой неосентиментализма признается его синтетичность, соединение, казалось бы, несоединимого. Поэтому логично, что творчество Петрушевской рассматривается сквозь призму двух типов катарсиса: слезного и смехового. Одним из литературных первооткрывателей такого соединения разнородных дискурсов является Гоголь. Соединение смеха и слез очевидно проявилось в его повести «Шинель». Это произведение отечественное литературоведение относило к сентиментальному натурализму. Киносценарий по повести Гоголя, написанный Петрушевской, – произведение неосентиментализма, так как в нем слезное начало подается на смеховом фоне. Важно и то, что писательница соединяет в сценарии два разнородных жанра: анекдот и притчу, которые тоже связаны с разнородными катарсисами. Вторым художественным текстом для исследования поставленной проблемы выбран рассказ «Богема». Он предельно лапидарен: состоит из десяти фраз. В нем представлены другие формы соединения смеха и слез, обусловленные краткостью. Во-первых, это интертекстуальные связи, отсылающие читателя к музыкальным произведениям (опера Пуччини «Богема» и известная советская песня), к известной картине Рембрандта. Во-вторых, это необычная форма повествования, которая колеблется между фигурой ненадежного рассказчика и безличным повествователем. Эта форма позволяет в одних случаях актуализировать слезное начало, а в других – смеховое

Страницы
1412-1424
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/70382

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).